10 тыс. верующих собрались около церкви архистратига Михаила во Львове в воскресенье. Здесь состоялась торжественная служба Божья по случаю 20-летия выхода из подполья Украинской греко-католической церкви.
— С 1946 года греко-католики были вне закона, — рассказывает "ГПУ" отец Мирон Палчинский, 69 лет. — Меня в девятом классе выгнали из школы, потому что сказал, что хочу быть священником. Советы думали, что, объединив нашу церковь с православной, заставят галичан покориться власти. Но не так вышло.
Вспоминает, как подпольно проводил службы.
— По домам, ночью, тайком. Случалось, ехал в село, выходил из машины на дороге и шел через лес — чтобы не встретили. Люди плакали. Говорили, что от войны не видели правдивого священника. Как-то один у меня исповедовался. Говорит: "Я старший сле довате ль. Но не бойтесь, вам ничего не будет". Аж из Владивостока пара приезжала креститься. Объясняли: "Хотим к правдивому священнику, поэтому приехали".
Служба длится два часа. Люди заполняют территорию перед храмом, ул. Подвальную в центре. Около трети пришли в вышитых сорочках. В 100 м от толпы Свидетели Иеговы раскладывают журналы "Сторожевая башня".
— У греко-католиков сегодня праздник, — говорит человек в очках и костюме. — Но нас они не трогают. Мы все служим Богу.
Люди плакали. Говорили, что от войны не видели правдивого священника
После службы многотысячная колонна с хоругвями отправляется в главный храм львовских греко-католиков — собор святого Юра. Там верующие исполняют церковный гимн "Боже великий, єдиний, нам Україну храни". Собор святого Юра с 1946-го принадлежал православным. В 1989 году греко-католики начали править здесь службы.
— Я здесь двое суток де журил, — вспоминает львовянин Мирон Зеленевич, 46 лет. Пришел на праздник с братьями Василием и Богданом. — Православные пригоняли автобусы с людьми, чтобы нас выгнать. А нас что было — кучка. Я тогда работал на заводе "Электрон". Звонил начальнику смены — с линии людей снимали и вели сюда. Так все хотели отстоять свою церковь.
В доме 54-летней Ольги Шопской из села Пидлубы Яворовского района в течение 10 лет правили подпольные службы.
— Заслоняли окна, закрывали дверь, чтобы никто не узнал, — вспоминает она. — Но все равно в КГБ вызвали. Штраф таки заплатила, 50 карбованцев. В нашем доме отбывали богослужения известные отцы Василий Вороновский, Мирон Палчинский. Первый травил майских жуков, второй работал столяром в детском доме. Никто не догадывался, что они священники. Но у всех было высшее образование.













Комментарии
1