- Была в Киеве на первую годовщину независимости - в 1992 году. Тогда было впечатление, что это праздник из-под палки. Люди серые, невеселые. Если видела кого-то улыбающегося, сразу ясно - это человек из диаспоры, - рассказывает Аделия Савчук, 63 года. Она родилась в Нью-Йорке в семье украинских эмигрантов. Приехала во Львов на День независимости с мужем 60-летним Ричардом.
В 12.00 идем по центральному пр. Свободы. В праздничные дни его делают пешеходным. Женщина одета в салатовое платье, мужчина - в белой рубашке. Ричард почти не разговаривает на украинском. Аделия иногда путает ударения, вставляет английские слова.
- Мы приехали сюда в рамках тура. Фирма устраивает для диаспоры двухнедельные поездки в Украину. Побывали в Киеве, Карпатах. Обрадовалась, когда узнала, что 24 августа будем во Львове. Утром ходили в собор святого Юра на молебны за Украину, - говорит. - Понравилось, что многие львовяне надели вышитые рубашки.
Навстречу движется праздничная колонна - около тысячи человек. Держат государственные и красно-черные флаги, портрет Степана Бандеры. Толпа перекликается: "Слава Украине! - "Героям слава!"
- Бандеру сделали чем-то популярным, как Че Гевара в Америке, - вздыхает женщина. - Украинский патриотизм понемногу приближается к американскому. Там тоже на День независимости везде флаги, поют патриотические песни. Очень показательно, но не совсем искренне.
- Когда мы были в Киеве, по телевизору показывали матч "Динамо", - добавляет по-английски Ричард. - Все кафе переполнены. А потом в троллейбусе молодежь пела гимн Украины.
- Ричард возмущался, как это так, петь гимн в транспорте, - смеется Аделия. - А я радовалась. Они по крайней мере его слова знают. 20 лет тому назад не могла представить, что в Киеве кто-то сможет спеть "Ще не вмерла".
Проходим мимо палаток, расставленных в знак протеста против языкового закона. Аделия шагает туда. Протискивается между людьми, которые разбирают газеты Объединенной оппозиции.
- Где здесь подписаться против Януковича? - спрашивает. - Могу домашний адрес подать. В Америке меня никто не найдет. По-видимому, таки действительно допекли этим законом, раз даже в праздник люди протестуют.
- Подписи не собираем, - отвечает ей старшая женщина в синей безрукавке.
Садимся за столики на пл. Рынок. Женщина заказывает кофе без сахара, мужчина - пиво. Закуривают. Рядом группа молодежи пьет настойку. Начинают петь повстанческую песню "Там під львівським замком". Сбиваются после второго куплета.
После 4-часовой прогулки Аделия направляется к гостинице.
- Устала, - объясняет. - Вчера прогулялись по Львову вечером. Кучи мусора, люди агрессивные, кричат. Все так же, как в Америке, только язык родной.
Комментарии