Семья пенсионеров спит под зонтами
- Гостей не приглашаю, потому что воняет плесенью и грибком. В дождь на крыше собираю воду, стелю клеенку. Мужа не пускаю. Там балки прогнили. Он тяжелее меня. Переживаю, чтобы не провалился сквозь потолок. Спим под зонтами, чтобы на голову не текло, - говорит 53-летняя Ирина Яворская из города Стрый на Львовщине. Живет в аварийном доме по ул. Шептицкого. Новое жилье в горисполкоме предоставить ей отказываются.
Город Стрый расположен в 70 км от Львова. Здесь около 60 тыс. жителей. Рядом курорты - Моршин, Трускавец и Славское. Есть школы, детские сады, больницы, библиотеки и музеи. Вблизи города течет одноименная река.
Ирина - коротко стрижена, в очках. Встречает на остановке, проводит домой. На улице около +15°С, дождь. Сильный ветер выкручивает зонты. Дом Яворской похож на сарай. Металлическая кровля поломана, покрыта ржавчиной. Маленькие окна - на уровне ног, под домом зеленеет мох.
- Вот она, наша изба на курьих ножках, - хозяйка открывает деревянные двери с облезлой коричневой краской. Проживает там со вторым мужем 60-летним Игорем Яворским, детей у них нет. Из кухни выбегает золотистый ретривер. Воздух сырой, затхлый, как в подвале. Трещины на стенах закрывают виниловые наклейки цветов и плакаты с белыми лебедями. - Живу здесь свыше 30 лет. Это - дом родителей первого мужа, ныне покойного. Когда пришла сюда невесткой, меня прописали.
В комнате все, что могла, коврами застелила. Чтобы не так холодно было зимой. На пол клала дорожки, потом шерстяной коврик, сверху - большой палас. Но и это не помогает. Зимой плинтуса инеем покрываются, - говорит Ирина Маркияновна. Телевизор с плоским экраном накрыт клеенкой. На стене у окна черная дыра глубиной 30 см. Оттуда сыплется штукатурка. - Дому 125 лет. Эта дыра в стене образовалась два года тому. Сразу пошли в жэк, а там говорят: "Решайте проблему сами". В июле сделали косметический ремонт, а в ноябре снова все обвалилось. Регулярно устраиваю генеральные уборки. Потому что за неделю дом покрывается черной плесенью. Борюсь с ней уксусом и белизной. Из-за сырости портятся вещи. Постоянно влажные. Постельное сушу ежедневно. Одежда ужасно воняет влагой и плесенью. Из дома идем в свежевыстиранном. Из-за таких условий стала аллергиком, часто простуживаюсь. Муж перенес два инфаркта. Утром встает, первым делом откашливается.
Дом Яворских на балансе горисполкома. Рассчитан на двух хозяев. В 2009-м сосед получили другое жилье. Свою часть дома запер. В прошлом году женщина обратилась в суд. Требовала, чтобы горсовет нашел безопасное жилье для нее и мужа.
- Суд признал дом аварийным. Соседям выделили две квартиры. Почему же нам найти не могут? - говорит. - В горсовете от нас открещиваются. Намекали: "Благодарите, что до сих пор не выписали". Жить в таких условиях нет сил. У нас есть два выхода - или крышка на Кирова, как у нас на кладбище говорят, или куда-то переезжать. Снимать квартиру не потянем. Я всю жизнь работаю продавцом в магазине, муж - пенсионер. Лишних денег нет. Наверное, умрем вместе с домом, когда окажемся под завалами.
Дело об аварийном доме передали в местный отдел полиции. Сейчас продолжается досудебное расследование.
- Выясняем, почему Стрыйский горисполком не выполняет решение суда. Допрашиваем его работников, - говорит следователь горотдела полиции Степан Ортынский.













Комментарии