В колхозе "Звезда" в селе Старый Добротвир Каменко-Бугского района на Львовщине в советское время работало около шести сотен людей. Тысячи коров стояли в хлевах, засевали свыше 1000 га земли. Сегодня от бывшего достатка ничего не осталось. Последние 12 коров, восемь телят и четыре свиньи принадлежали ООО "Добротвир", которое пришло на смену "Звезде", — разобрали по домам крестьяне.
— Бабушки и женщины из близлежащих домов бежали к коровникам. Кричали, что колхоз разваливается, скот раздают тем, кто первым прибежит, — вспоминает 28-летний директор ООО "Добротвир" Василий Грабинский, который наблюдал за грабежом и ничего не мог сделать. — Забирали напуганных животных на четыре стороны, по несколько человек бежали за одной свиньей.
Директор и заведующий фермой стояли сбоку и записывали, кто что взял. Скот в конечном итоге достался 18 жителям Старого Добротвора. Кое-кому удалось прихватить и бычка, и свинью.
В начале этого года ООО "Добротвир" почти развалилось. Бывший директор, 62-летний Андрей Попович, не засеял ни одного гектара, не оформил с крестьянами договоров об аренде земли, а скота осталось около двух десятков. В конце мая совет основателей ООО назначил директором Василия Грабинского.
— Когда я пришел, сказал: "Люди! Будем работать — будем зарабатывать!". А они мне: "Чего пришел? Старый директор все бы развалил, и был бы цветок!" — вспоминает Грабинский. Рассказывает тихо. Говорят, в селе ему не хватает авторитета. Пенсионеры, которых здесь большинство, считают директора слишком молодым, чтобы руководить ими.
Я и себе теленка поймала
Грабинский не понимает, почему сотрудничество с крестьянами у него не сложилось. Конфликт начался после того, как половину из 20 работников директор отправил в отпуск, — оплачиваемый.
— Зачем столько людей для 20 коров? А вскоре некоторые работники заявили: "Василий, мы забираем скот!". Говорю: "Забирайте, а милиция придет — вас заберет". Они разошлись, а я пошел ремонтировать трактор. Когда через час вернулся, увидел, как бабки тянут коров. Не осуждаю людей, но должен был вызывать милицию. Потому что за исчезновение скота отвечал бы я, — продолжает. — Уголовное дело возбудили, но крестьяне скот не отдали. На следующий день к складам пришли еще около сотни человек с ведрами, мешками, подводами. Говорили, что будут делить оставшееся зерно. Я предупредил: будете срывать замки — вызову милицию. Испугались, отступили.
Сегодня Грабинского тяжело назвать директором сельскохозяйственного предприятия: зерно не посеяно, скота нет. Он скорее сторож, отвечающий за несколько десятков единиц заржавелой техники и складские помещения. Можно, конечно, привлечь инвесторов. Но никто не хочет браться за имущество, принадлежащее нескольким сотням владельцев-пайщиков.
50-летняя Мария Давидович — одна из тех, против кого возбуждено уголовное дело. Когда-то она была передовой свинаркой, теперь — разнорабочая. Ежемесячно получала около сотни гривен. Молится, чтобы как можно дольше прожила слепая мать, на пенсию которой живет семья Давидовичей — Мария, ее дети и безработный муж.
— Я была в отпуске, на огороде. Увидела, что люди бегут по скот. А чем мы с мамой хуже? Я проработала около свиней 28 лет, мама – 45. Я и себе теленка поймала. Ой, как началось! Здесь сотнями скот списывали, трактора вывозили, ничего никому не было. А за этого здохляка на 60 килограммов столько шума, что и до Ющенко дойдет, — возмущается крестьянка, вытирая грязной рукой слезы. — Вы себе представляете, как гной воняет? А я его всю жизнь руками выгребаю. И в воскресенье, и на праздник. Потом от тебя люди в церкви отходят...
В Каменко-Бугском райотделе внутренних дел говорят, что по статье 186 Криминального кодекса грабеж карается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
Грабинский убежден, что люди грабили не ради скота:
— Возле него больше хлопот, чем прибыли. Это форма протеста против такой жизни. Я их понимаю. Сам после института здесь работал за 90 гривен в месяц.
Он до сих пор верит в то, что предприятие удастся поднять. Осенью хочет засеять несколько гектаров озимой, по договору взять на соседней ферме свиней.














Комментарии