В бывшей военной казарме за селом Шубков Ривненского района лежат 150 тыс. отработанных ламп дневного освещения. Их не охраняют, молодежь играет там в пейнт-бол. Тысячи ламп побили, жидкий металл испарился.
- При Союзе там были казармы, солдатская и офицерская столовые, - 64-летний Николай Романчук из Шубкова ведет к могильнику. Он в 2 км от села. - Когда Союз распался, военные ушли, здания передали на баланс села. В 1998-ом фирма АТТО сделала там склад лампочек. За несколько лет из всей области свезли 230 тысяч ламп, планировали утилизировать. А потом у фирмы лицензия закончилась.
Николай Романчук с Владимиром Корниенко охраняли склад.
- Нас было здесь четыре сторожа - мы с Володей Корниенко, Коля Лаворик и Витя Мельник, - продолжает Николай Герасимович. - Дежурили сутки через трое. Еду брали из дома. Страшновато по ночам, потому что место глухое, связи никакой. Нам платили по 300-400 гривен в месяц, а потом у фирмы деньги закончились. Работали в долг, а потом надоело, в 2006-ом бросили.
- Только мне фирма где-то 9 тысяч должна, - вспоминает 81-летний Владимир Корниенко. Тоже идет на склад. - Даже в прокуратуру обращался, но владельца той фирмы давно где-то нет.
Заходим внутрь. Мужчины жалуются на мародеров.
- Не люди, а черти! За пару лет украли и развалили все, что можно. Провода срезали, трубы выкопали, старую кадку выкатили. Даже шифер снимают, - говорит Владимир Денисович. - Еще немного и балки на коробки попадают, все лампы разобьют.
Заброшенное аварийное здание длиной 50 м. Там не уцелело ни одно окно, выбитые двери лежат на пороге, крыша в дырах. Стоят стеллажи с коробками перегоревших ламп.
- Смотрите под ноги, потому что гвозди ржавые торчат, - предупреждают сторожа. - В прошлом году зимой эти лампы хотели вывезти. Приехал какой-то грузовичок, повыходили мужики в масках и защитных костюмах. Взяли где-то 80 тысяч ламп и повезли куда-то. А две трети так и остались.
На траве вокруг здания лежат кучи битого стекла.
- Каждые выходные сюда молодежь ездит в пейнт-бол играть. Отсюда же до Ривне всего 24 километра, - говорит Николай Герасимович. - Никто не думает, что в лампе внутри ртуть. Разбивают и здесь же дышат испарениями.
- У меня сын умер молодым. Он в ртутном цехе на газоразрядном заводе работал. Просил: "Папа, брось тот склад! Здоровье потеряешь и не вернешь", - добавляет Владимир Денисович.
В зависимости от размера люминесцентная лампа содержит 1-65 мг ртути. Допустимая норма испарений для человека - 0,01 мг на 1 куб. м воздуха. Последствия вдыхания испарений проявляются через несколько лет.
- Мы давно хотим избавиться от тех ламп, - говорят в Шубковском сельском совете. - Но нужны деньги.
Использованные лампы дневного освещения в Украине утилизирует единственное предприятие - Микитовский ртутный комбинат в городе Горловка Донецкой области. Перевезти их туда из Шубкова должна частная фирма. Природоохранный фонд области выделил на это 600 тыс. грн.
- Мы провели тендер на вывоз. Осталось оформить документы с фирмой-победителем, - говорит 42-летний Сергей Подолин, заместитель председателя Ривненской райгосадминистрации. - Если все пройдет по плану, лампы вывезут до конца года.
Комментарии
2