- Дедушка, засуньте свое удостоверение поглубже и бегом на выход. У меня уже льготницы сидят. Теперь только пассажиров с деньгами буду брать, - кричит кондуктор на Григория Артемовича, 76 лет, в городском автобусе. Он курсирует по маршруту "Южный вокзал" - "Алмазный" в Полтаве. 20 июня в девять утра пенсионер показывает удостоверение инвалида ІІ группы, просит бесплатно проехать три остановки.
В начале июня начальник Полтавского отдела по вопросам транспортных перевозок и связи Александр Андросов запретил перевозчикам ограничивать количество льготных мест в автобусах. С транспортных средств обязали посрывать надписи: "Частный", "Без льгот", "Платный". Однако большинство автобусов продолжают ездить с ними, а в салон пускают не больше двух льготников.
Пенсионер поправляет синий блейзер с надписью "Калифорния", рукой хватается за перила.
- Дочка, разреши домой бесплатно доехать. Места много не займу, - поднимает на лестницу клетчатую сумку с картошкой. - Сильно злые вы летом стали. За последнюю неделю уже четвертый раз гоните.
Кондуктор становится перед дверями, ставит руки в боки.
- Ты меня не удочеряй. Сказала, не повезу, и точка, - говорит. - Не надо на жалость давить.
Автобус "Богдан" наполовину пуст. С заднего сидения привстает 36-летний Роман Линько, дает кондукторше 2 грн.
- Возьмите за деда, - поправляет густые черные усы.
Женщина отталкивает руку.
- Не надо спасителей, дедушка сам из автобусу побредет, иначе будем стоять до посинения, - говорит.
Пенсинер опускает голову, выходит.
В центре сажусь в автобус по маршруту "Кольцевой". На стекле сзади водителя наклеен альбомный лист с надписью - "Два льготных места", рядом - "В этом автобусе пенсионеры и льготники тоже платят за проезд". На остановке "Четвертая поликлиника" в салон заходит 68-летняя Галина Савицкая, достает удостоверение из сумки.
- Давайте сразу на выход, - подбегает к пенсионерке полная кондуктор. - Что я должна всех бесплатно возить?
Подхожу к кондуктору, объясняю: по программе "Турбота" автобусы обязаны бесплатно возить льготников.
- Ты что, контролирующий инспектор? Мне никто указанной не давал. Вон из автобуса, потому что вызову охрану из фирмы, и с позором выволочат, - машет руками кондуктор.
Галина Сергеевна выходит через две остановки, садится на скамью.
- Прекрасно знаю, что по закону не имеют права гнать. Им плевать, - кашляет. - Руководство их такое же. Десятки раз звонила, а толку нуль. Один выход - троллейбус. Так они сейчас редко ходят. Нужного минут 20 по жаре ждать придется.
300 гривен перевозчики снимают с зарплаты кондукторов, если контролеры выявляют больше двух льготников на маршруте. Кондукторы говорят, это неофициальное распоряжение руководства. Могут также выписать выговор. С 2007-го в Полтаве действует программа "Турбота", введенная бывшим мэром Андреем Матковским. Ежемесячно перевозчикам выплачивают компенсанцию за перевозку всех льготников без ограничений. Сумма ежемесячно разная. В последний раз они получили 135 тыс. грн. Деньги выделяет городской бюджет. Они покрывают почти половину льготных перевозок.















Комментарии