В воскресенье около 13.00 в христианскую церковь "Слово жизни" в микрорайоне Раковка на правом берегу Кременчуга сходятся бомжи и малообеспеченные на бесплатный обед.
Всего пришло 19 мужчин и шесть женщин. Никто не снимает верхнюю одежду. Рассаживаются за большими столами, накрытыми прозрачным полиэтиленом. Стулья — пластмассовые.
— Есть такие, которые приходят в обписяних штанах и садились на мягкие стулья. Запах такой, шо невыносимо. Потому закупили пластмассовые, чтобы сразу их мыть, — говорит работница церкви.
Шестеро служителей церкви на подносах разносят блюда в пластиковой одноразовой посуде. Приготовили еду повара пищеблока поликлиники N2. Продукты дали из церкви. Бесплатный обед еженедельно устраивают уже полтора года. Обед на одного обходится в 5–10 грн. В месяц тратят 1,5 тыс. грн. Служители церкви сбрасывают деньги из своих кошельков, а не из пожертвований церкви.
На первое из большого армейского термоса насыпают рассольник. Люди внимательно рассматривают, что им дают. Едят, почти не общаясь между собой. На второе — пшеничная каша с колбасой, квашеной капустой и кетчупом. На десерт — чай с лимоном и хлеб с джемом, который раскладывают на салфетки. На каждом столе в стеклянных банках с ложками стоят сахар и соль.
За средним столом мужчины просят добавки — чая и хлеба. Мужчина в черной шапке и коричневой куртке хлеб и батон с джемом кладет в розовый сожмаканый пакет, вынимает из каши колбасу и вбрасывает к хлебу.
— Перестали давать еду с собой, потому что не всем хватало, случались скандалы. Здесь могут есть, кто сколько осилит, — говорит служитель церкви Олег Кузьменко, 39 лет. — Людей на мусорниках приглашали на обеды. Нам просто хотелось сделать добро для них.
После обеда хором читают молитву "Отче наш" и быстро расходятся.
За последние полтора года умерло 12 человек, которые приходили есть в церковь, они злоупотребляли спиртным.
Приходят в обписяных штанах
— Пьяных не кормим. Первый раз предупреждаем. Раньше бывло, и падали здесь. Поэтому у них стимул — в субботу уже не пьют, — продолжает Кузьменко. — Просим, чтобы мылись и переодевались перед тем, когда приходят в церковь. Выдаем им мыло. Кто хочет в реабилитационный центр, бесплатно проходят флюорографию, сдают анализ на СПИД. Но большинство в центре живут несколько дней, им не нравится, что там работать нужно.
— Помогаем и одеждой. Вот только обуви не хватает. Я уже полшкафа мужа в церковь принесла, — говорит 37-летняя Светлана Кузьменко. — Хорошо, что нам брат из Америки, из штата Вирджиния, Валерий Назарук помогает одеждой. У него там миссия Вифания.
41-летний Александр Зарудзей после обеда несет коробку с одеждой. Свою драную куртку сбросил прямо в церкви, но забрал с собой.
— Я родом из Германии. Кличка у меня — немец. Еще я бывший зек. Три месяца в Полтаве с мокрушниками сидел. В октябре откинулся. А сюда меня привела вера в Иисуса, — тихо говорит Зарудзей. — Семь лет был прапорщиком в Нестерове (в настоящее время город Жовква. — "ГПУ") Львовской области. А вообще я повар-пекарь. Десять лет не видел детей и жены. Написал им письмо, они не ответили. Ну и пусть, я для них умер. Меня нанимают разбивать сараи, столбы. Так зарабатываю на жизнь.
За полдня Александр может заработать до 50 грн. Работает на пару с 32-летним Василием Лободой, который живет в общежитии и также ходит на бесплатные обеды. Александр Зарудзей живет в мамином доме в частном секторе. Наклоняется к уху и шепотом приглашает в гости. От него разит потом и грязью.














Комментарии