В Полтаве автобус по программе "Город без околиц" по маршруту ул. Карла Либкхнехта - Опытная станция высаживает людей среди поля. Домой добираются пешком через лес. Дорога грунтовая, освещения нет.
В субботу, 23 июня, около 11.00 из автобуса выходят пять человек.
- Это конечная? - спрашиваю. - А к домам как добраться?
- Через лес. Дорога, как после бомбежки, и там такой крутой спуск, что можно каблуки поломать, - говорит рыжеволосая женщина. - Автобус вовремя ходит, а к домам не доезжает, боится перевернуться. Поэтому и конечную здесь сделали.
Мимо Полтавской сельскохозяйственной опытной станции люди направляются к лесу. Там ул. Тургенева и Бакинских Комиссаров. Сходят на грунтовую дорогу шириной 4 м. Обочины нет. От остановки к домам около 200 м. Длина улицы Бакинских Комиссаров около 1 км. На ней - 80 дворов.
- Сейчас сухо, нормально дойдем, - говорит женщина в белом платке и больших очках. Держит черную сумку. - Когда дождь или снег пройдет, вниз как на санках спускаюсь. А на остановку по горе на четвереньках лезу.
Дорога петляет между деревьев, с ямами и холмами. Местами посыпана щебнем.
- Ночью здесь компании шныряют. Последний автобус приезжает в девять вечера. Темно, хоть глаза выколи, не так станешь, шею сломаешь. Поэтому осенью и зимой берем с собой фонарики, - рассказывает местный 44-летний Юрий Анатолиевич. - Хотя оно и днем падаешь, потому что вместо земли глина с камнями, скользко. Недавно спускался и о бугор навернулся, счесал ногу и замазал брюки.
Посреди дороги 89-летний Павел Симеон несет две пластиковые трубы. Останавливается. Его качает, подается вперед, чуть не падает.
- Уморился, - с улыбкой поправляет белую кепку. - Приду домой, буду долго отдихать.
- Просили Мамая (городской голова Полтавы. - "ГПУ"), чтобы здесь если не заасфальтировали, то хоть свет провели и перила поставили. Но никто ни кует, ни мелет, - говорит 45-летний Сергей Васильевич. - Дорога не всегда такая была. Года три-четыре тому назад на ней лежал слой щебня. Потом "Полтававодоканал" проводил воду на наши улицы. Дорогу перерыл, а в порядок не привел.
Через размытую водой яму перепрыгивает 73-летняя Нина Чевичевова. Качается с двумя хозяйственными сумками в руках:
- Почти каждый день езжу на базар скупаться. Здесь ходить трудно, но выбора нет. Транспорт в поселок не ходит. Можно, конечно, пойти на другой конец улицы на автобус Рассошенцы - село Яковцы. Но то от моей хаты топать полчаса.
Ставит сумки на землю, тяжело дышит, растирает руки. На ладонях красные следы от ручек.
- Надо, чтобы автобус ходил не на Опытное поле, а на улицы Бакинских Комиссаров и Тургенева. Там больше всего людей живет, - говорит. - По одной заехал, по другой выехал. Обе выходят на улицу Яковчанская. Но транспорт не пускают, потому что нет пешеходных дорожек. В городском совете сказали, если проложим их за свой счет, дадут маршрут, а так у города нет денег.
Через 12 мин. Нина Чевичевова выходит из леса.
- Слышала, в Полтавском районе еще одна такая дорога. Между селами Нижние Млыны и Гора. Лет 10 тому назад их автобус пытался по ней спуститься, так чуть тормоза не порвал. Пассажиры, которые внизу были, разбегались в разные стороны, а кто в салоне ехал, в Бога уверовали.
Пускали автобусы, чтобы задобрить перед выборами
- Опытное поле - последняя остановка автобуса. Там водитель разворачивается и едет в город. Если будет подвозить людей на низину к домам, ему не будет места, где развернуться, - рассказывает Игорь Дудка из городского совета Полтавы. - Пустить автобус, как просят люди, через улицы Бакинских Комиссаров, Тургенева, не имеем права. Дорога должна быть не уже 7 метров. А там меньше, еще и тротуаров нет. Расширить дорогу никак, потому что рядом людские дворы. Несколько лет тому назад на эти улицы пускали временные автобусы, чтобы людей задобрить перед выборами. Это противоречит правилам безопасности.
Чтобы от остановки Опытное поле до домов поставить уличное освещение, жителям нужно обратиться в городской совет.
- Будут технические и материальные возможности, сделаем, - добавляет Дудка.














Комментарии