воскресенье, 16 апреля 2006 16:15

"Они влезли в систему прямо в помещении ЦИК"

  Галина Мандрусова
Галина Мандрусова

Главный конструктор системы электронного подсчета голосов "Выборы" Галина Мандрусова, 65 лет, рассказывает, как манипулировали данными на прошлых президентских выборах и почему это было невозможно на прошлых парламентских.

Александр Турчинов накануне выборов заявлял о существовании транзитного сервера. Что вы об этом думаете?

— Это все политика. Бессмыслица, которую тяжело комментировать. Собственно, создать транзитный сервер можно, если договориться с "Укртелекомом". Но перехватывать информацию — это одно. Нужно же знать, что с ней делать.

Все данные о результатах голосования закодированы. А коды разбиты на три части, каждая из которых известна разным людям. Одна часть — у разработчика, вторая — у СБУ, еще одна — у ЦИК. В целом в кодировке информации принимают участие около полутора десятков человек. Такая система действует только в очень хороших банках. В Украине ее внедрили после прошлых выборов. Чтобы такие, как Кивалов, не могли их больше фальсифицировать.

К тому же вся информация идет с электронной подписью,  открыть ее может только владелец — то есть ЦИК. Также нужно хорошо представлять структуру и значение этой информации. Только имея все это, можно как-то ею воспользоваться.

То есть на прошлых выборах такое, как в 2004, было невозможно?

— На этих выборах проблемой была только медленная передача информации. Медленно считали на самих участках. Некорректно заполняли протоколы и их не воспринимала система, потому приходилось пересчитывать. Комиссии были плохо подготовлены.

Как манипулировали системой подсчета голосов на прошлых президентских выборах?

— Манипулировать пытались люди, которые ничего в этом не понимали. Они хотели отслеживать процесс для того, чтобы знать результаты раньше других. И давать приказы — где, когда и сколько подбросить бюллетеней.

Они пытались все время вести впереди Януковича

Когда считали голоса после первого тура, они пытались все время вести впереди Януковича. Чтобы создать впечатление, что тот уверенно побеждает. А когда поступали данные, которые на первое место ставили Ющенко, они их задерживали — пока не придет информация из Донецкой области или из других, где больше голосов было у Януковича. Так все и делалось. Были вброшены полтора миллиона бюллетеней. Опять же: эти люди могли задерживать информацию, но не могли ее изменять.

Какую роль играл в этом Кивалов?

— Думаю, он попал под давление очень серьезных людей. Хорошо понимал, чего они хотели. Еще до выборов Кивалов специально устроил на работу начальником управления своего человека, чтобы тот узнал все коды доступа. И впоследствии передал их людям, которые вмешивались в систему для контроля поступления данных.

Никакого транзитного сервера они не создавали. Турчинов, как бывший председатель СБУ, должен был это знать. Они влезли в систему прямо в помещении ЦИК. Тогда это было возможно, но в этот раз такого никто сделать не мог. В тот раз система кодировки была проще.

Кивалов не пытался привлечь в эти манипуляции разработчиков?

— Нет. Но ему это и не нужно было. Он общался в основном со своим человеком. Который теперь, кстати, в розыске. Сверху жали на Кивалова, а он на него. Вот они вместе и делали все те глупые и бездумные вещи.

Когда я впервые увидела, что в системе есть кто-то посторонний, пошла к Кивалову. В сдержанной форме сказала, что его кто-то сильно подводит. Что кто-то манипулирует системой. По выражению его лица поняла, что ничего нового он не услышал. Был разочарован только тем, что это знаю я.

Вскоре Кивалов пошел к журналистам и сообщил, что система вышла из строя и он будет рассматривать вопрос расторжения соглашения с ее разработчиками. А система в то время работала. Кивалов запретил те несколько процентов, которые делали победителем Ющенко, выводить на сайт. Прибежал его ставленник Катков и закомандовал прекратить обрабатывать информацию и передавать ее в Интернет.

Прибежал Катков и закомандовал прекратить обрабатывать информацию

Во время второго тура в систему вмешивались тоже. Когда в Донецке явка якобы достигала 95 процентов — это была фальсификация. Это просто невозможно. Нормально, когда 65–75 процентов, не больше.

Кивалов опять возвращается в политику. Как вы к этому относитесь?

— Это позор для нас всех. Я не юрист, но компетентные люди в частных разговорах говорили: доказательств против него было достаточно. Было за что посадить. Или, по крайней мере, отстранить от общественных процессов, от большой политики. Думаю, что это отсутствие воли наших сегодняшних политических руководителей, которые по неизвестным причинам позволяют, чтобы такие люди возвращались в политику на белом коне.

Давидович с вами часто советуется?

— Как разработчик системы я работаю с ЦИК столько же, сколько и Давидович занимается выборами, — уже десять лет. Мы плодотворно взаимодействуем во всех вопросах, касающихся программного обеспечения.

Атмосфера в ЦИК на нынешних выборах отличалась от той, чтобы была на президентских?

— Очень резко. Тогда первый и второй этажи были заполнены разными военными и бритоголовыми. Как будто на ЦИК должен был кто-то напасть и все разрушить. Непонятные люди в камуфляжах показывали программистам, что где-то в углу висят наши бронежилеты. Это был просто ужас. Казалось, готовится какой-то переворот.

Сейчас вы читаете новость «"Они влезли в систему прямо в помещении ЦИК"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть