
В воскресенье жители Ужгорода появляются на улице не раньше десяти. Не стал исключением и день 26 марта.
На выборы не спешили. На участки шли преимущественно с родственниками и друзьями.
Мария Мешко, 57 лет, голосовать в Ужгород приехала из села за 25 километров. Свою квартиру в городе сдает в аренду, сама живет в родительском доме в Андреевке.
— Проснулась в шесть часов, чтоб успеть на маршрутку, — говорит она. — К обеду планирую вернуться в село — за хозяйством некому присматривать. А проголосовать приехала, потому что это мой долг! Да и хлеба свежего куплю, конфет детям.
Возле избирательного участка в ужгородском лицее высматривает кого-то мужчина лет сорока.
— Трудновато самому разобраться с бюллетенями — их так много, — будто стесняется говорить Юрий, 46 лет. — Пока сориентируешься, который куда... Дочь подойдет, она у меня студентка, поможет.
В Луцке с утра накрапывал дождь. На участке в главном корпусе Волынского госуниверситета имени Леси Украинки голосуют преимущественно пожилые лучане.
Четверо старушек в холле рассматривают программы партий и фото политиков. Какая-то бабка пришла со списком партий и блоков — по-видимому, политически подкованный внук распечатал из Интернета. Против одной строки — жирная галочка. Бабушка в больших очках ищет нужный агитационный плакат.
— Хоть гляну на них, — говорит старушка. — Хорошие ли люди...
Большинство избирателей следуют на второй этаж за бюллетенями. В очереди за ними стоит около шестидесяти человек.
— Уже столько этих партий, просто страх, — качает головой Эмилия Андреевна, 65 лет. — А толку с них? Поставлю галочку, где попаду, да и пойду в церковь.
— А я сразу нашел в списке того, кто мне нужен, — басит Павел Иванский, 68 лет. — К выборам готовился заранее. Но знаете: на три украинца — десять гетманов. Где ж такое видели? Такие списки длинные, а работы их не видно. Хоть бы кто победил, все будет одинаково.
Бьют колокола, бабушки повязывают платки и направляются к церкви. Молодые быстренько садятся в авто и едут по делам.
В Полтаве все 138 избирательных участков открылись своевременно. Первыми голосовать потянулись пенсионеры.
— Хорошо, что пришел немного раньше других, — говорит Николай Иванович, 67 лет. — За час-другой здесь будет огромная очередь. Вот стою перед кабинкой уже минут 15, и никто не выходит. Бюллетени длинные. Если заранее не узнал номер партии, за которую будешь голосовать, придется перечитать весь список.
Очереди на большинстве полтавских участков появились уже около девяти утра.
Поставлю галочку, где попаду, да и пойду в церковь
На 51-м люди выстраивались и перед входом в участок, и перед кабинками. Председатель участковой комиссии Владимир Раховский, 55 лет, говорит: маловата площадь, да и процедура выдачи бюллетеней и их заполнения сложна.
— Не понимаю, почему нельзя было ввести единые номера для политических партий и блоков во всех бюллетенях? — спрашивает безработная Елена Костенко, 53 года. — Люди теряются, выискивая номер партии. Да и бюллетени слишком длинные, напечатаны мелкими буквами. Пожилые люди на ощупь ставят галочки. Особенно те, кто забыл дома очки.
Луганский Кукольный театр. Без четверти семь. На крыльце уже ожидают несколько избирателей. Несмотря на то что спали на час меньше, пришли заблаговременно.
Здесь 102-й участок. Ровно в семь председатель избирательной комиссии Анатолий Шулико открывает двери театра. Звучит гимн Украины.
— Сегодня же праздник у всего народа, — прокомментировал председатель.
Избиратели несколько взволнованны. Утром это в основном люди старшие. Бабушки долго рассматривают бюллетени. Сделав свой выбор, крестят урну и уже потом бросают туда бумаги.
К 12 почти перед всеми избирательными участками Луганска выстроились несколькометровые очереди. Председатель областного избиркома Элеонора Полищук из Партии регионов говорит, что у нее голосование забрало аж 20 минут: с момента получения бюллетеней до вбрасывания их в урну.
В спортзале 6-й львовской средней школы голосовали жители улиц Зеленой, Тарнавского, Левицкого и Руставели. К четырем кабинкам выстроилась двадцатиметровая очередь.
Места заметно не хватает. Бюллетени лежат на подоконниках и даже на полу возле столов членов комиссии. Люди сосредоточенны, серьезны.
— Утром поднялась, не могла сообразить, который час, — объясняет какая-то женщина. В руках — целый рулон бюллетеней. — Вот за полчаса пройду, дальше пойду спать.
Члены комиссии утомлены еще больше.
— Не сплю уже три дня, — говорит 22-летний председатель комиссии Сергей Пидгирский. — Это мое первое председательство на выборах. Но переживу, с бюллетенями же справился. Все штампы пробили тем, кто выбыл. Полночи сидели.
Председатель говорит быстро, но уверенно. Не брился дня три.
Бодрым шагом на участок заходят восьмеро воинов. Получают бюллетени.
— Снайперы мы, — стреляет глазами 21-летний Андрей Климко. — Да нет, шучу — санитарно-эпидемиологический отряд воинской части А-4520. Имеем четыре часа на голосование. Потом пойдем, где-нибудь посидим...
Комментарии