Специфический регион, областной центр, малый город и территория с хорошо развитым сельским хозяйством станут в следующем году площадками пилотных проектов по реформированию местного самоуправления. Опыт, приобретенный во время проведения "пилотов", тщательно проанализируют, откорректируют и распространят на другие регионы Украины.
О том, в каком направлении будет происходить реформирование, и какие изменения оно принесет жителям экспериментальных территорий, рассказывает Сергей Маликов, глава Государственного фонда содействия местному самоуправлению в Украине.
Не одно правительство заявляло о необходимости проведения реформ территориальной организации власти. Но за 20 лет независимости воз и до сих пор там. Почему так?
- Украина попала в такие условия, когда дальнейшее промедление недопустимо. Территориальные общины практически не привлечены к разработке местных бюджетов и программ развития территорий. Несовершенная система делегирования полномочий органами государственной власти и местного самоуправления привела к дублированию функций, росту бюрократии и неспособности реализовать местные программы развития. Разные политические ориентации назначенных и избранных руководителей местных органов самоуправления на продолжительное время затянули решение актуальных вопросов во многих регионах страны. В последнее время обострилась проблема коррупции при определении объектов финансирования и осуществлении государственных закупок, при решении земельных вопросов.
Жилищно-коммунальная инфраструктура физически сработана. В таких условиях возникли излишнее и недопустимое расхождения в определении себестоимости и вычислении тарифов. В результате финансовое бремя существенного подорожания ресурсов начали перекладывать на население.
Что принципиально новое в реформировании местного самоуправления предлагаете?
- Поскольку до сих пор ведутся споры о направлении реформ, Государственный фонд обрабатывает полученные предложения, анализирует их и приводит к единой системе, к алгоритму преобразований. Мы достигли значительных успехов в этом направлении. На днях состоялись международные муниципальные слушания "Развитие надлежащего управления на местном и региональном уровнях". В их работе принял участие президент Украины, представители органов местного самоуправления, профильных министерств, зарубежные партнеры. В своем выступлении президент акцентировал внимание на основных задачах будущей реформы.
Результатом этих слушаний стала поддержка участниками разработанного нами проекта "Основных стратегических направлений реформирования местного самоуправления в Украине". Этот документ станет отправным пунктом для создания "дорожной карты" реформы, что и предложил президент.
Что предусматривает этот документ?
- Он определяет направления реформы и ее этапность. Она масштабная, поэтому, прежде всего, нужно создать материально-финансовую базу для повышения благосостояния территорий и качества муниципальных услуг.
Важной предпосылкой реформирования местной власти должны стать также расширение доходной части местных бюджетов и рационализация их затрат. А для этого необходимо вносить изменения в Бюджетный кодекс и новый Налоговый. Также нужно создать систему налоговых и бюджетных стимулов. Реформировать так называемую упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, поскольку она дает значительные поступления в местные бюджеты. Вместо огромного количества нецелевых, спущенных свыше дотаций выравнивания необходимы конкретные, прозрачно определенные и профинансированные инвестиционные проекты прямого государственного инвестирования или общего - со стороны государственного и местного бюджетов в рамках утвержденных национальных проектов.
В чем основной смысл реформы?
- В децентрализации управления. Самый сложный ее элемент - передача части полномочий государственной власти органам местного самоуправления и сформированным ими исполнительным структурам. Естественно, эта передача должна сопровождаться изменением механизма финансирования полномочий. Отсюда и возникает необходимость внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы.
Речь идет о децентрализации управления и фактической децентрализации бюджетов?
- Да. Но все это неизбежно приведет и к изменению административно-территориального устройства государства. Затем возникнет необходимость изменить Конституцию, кардинально перестроить всю административную систему.
К таким глобальным изменениям необходимо подготовиться. Надо разработать дополнительную законодательную базу, а министерства и ведомства, государственные администрации должны четко осознать свои функции и полномочия при новых условиях, подготовить нормативные документы. К новой организации власти нужно будет подготовиться и всем гражданам. А прежде всего - органам местного и регионального самоуправления. Поэтому нам предстоит выполнить огромную информационную работу, поднять на качественно новый уровень подготовку управленческих кадров, позаимствовать лучший отечественный и зарубежный опыт.
Президент Украины в своем выступлении на международных муниципальных слушаниях подчеркнул, что эта реформа требует вдумчивого, постепенного, но неуклонного выполнения всех поставленных задач, шаг за шагом. Есть, конечно, горячие головы, которые прибегают к популизму и предлагают: сделаем все, как в Польше и Германии. Но большинство экспертов и даже западные коллеги говорят, что местное самоуправление в Европе в том виде, в котором оно есть сейчас, формировалось сотни лет. Только эволюционным, а не революционным путем мы можем двигаться вперед.
Знания и умения придется приобретать в процессе работы?
- Да. И потому будет правильно сначала обкатать новые механизмы управления в каких-то регионах, на базе тех территорий, которые будут готовы к этому раньше, чем другие.
Подобная практика существует в Европе. Там испытывают новые законы и механизмы на ограниченных территориях. Потом изучают опыт, вносят соответствующие коррективы и предлагают государству более совершенные решения.
На слушаниях все мы имели возможность ознакомиться с передовым опытом французского Страсбурга, в котором расположена штаб-квартира Совета Европы. Представители этой колыбели демократии, например, делают акцент на важности привлечения населения к вопросам планирования и управления, активного развития инструментов публичного диалога между властью и жителями.
Какие территории будут принимать участие в эксперименте?
- Это будут четыре разные территории. Специфический регион - мне бы хотелось, чтобы это был Крым. Областной центр – скорее всего, Сумы. И два города с разной спецификой. Пока это только предложения. Решение, какая территория станет участницей пилотного проекта, примут позднее. Начать этот эксперимент планируем в следующем году.
А какие изменения ощутят жители территории, где начнется эксперимент?
- В своем ежегодном послании к Верховной Раде в апреле президент четко обозначил идеологию реформы. Она заключается, прежде всего, во взаимоотношениях населения и государства. Реформа должна идти навстречу надеждам людей.
Прежде всего, они ощутят изменения в отношении к ним и к их предложениям и запросам. Систему "жалобщик - всесильный чиновник" заменят на такую: "клиент/работодатель - заинтересованный работник". Услуга, за которой обращается человек в любой точке нашей страны, должна быть не только качественной и доступной, но и своевременной. А для этого ее должны предоставлять на как можно более близком к человеку уровне. Это и есть основной принцип реформы, которую называют субсидиарность. Кстати, сделать это довольно просто при наличии доброй воли представителей местного самоуправления. Ведь создать единый центр, где принимают решение, и тем самым избегнуть лишней бюрократии и взяточничества - полностью в компетенции руководителя. Во многих городах Украины такой подход практикуют. Они и станут главными претендентами на проведение пилотного проекта.
Убежден, в скором времени граждане ощутят позитивы от этой реформы. В их домах будет тепло, мусор будут вывозить по графику, будут иметь достаточно детских садиков и больничных кроватей, социальная помощь будет поступать своевременно и в полном объеме. А главное - не будет вакуума власти и дефицита ответственности.
Комментарии