Хотя Верховная Рада уже второй месяц неполномочна, первый вице-спикер Адам Мартынюк, 57 лет, назначает " ГПУ" интервью именно в стенах парламента. Его советник Иван Гаврилишин встречает возле одного из входов в Раду.
Проходим через внутренний двор. Там разбирают конструкцию, которую соорудили на время проведения сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, месяц назад проходившей в Киеве. У одной двери Гаврилишин останавливается. Говорит, что она знаковая. Мол, нею он едва не "прибил" ли дера БЮТа Юлию Тимошенко.
— Представляете, я быстро открывал двери и смотрю: Тимошенко аж отпрянула на охранника с другой стороны, — улыбается он.
С Мартынюком разговариваем в зале для встреч. Тот в хорошем настроении, предлагает кофе, чая. Для себя у сотрудницы парламента заказывает черный чай. Садится на стул, оббиты й коричневой кожей.
Как вы восприняли то, что 2 апреля президент распустил парламент?
— Я был морально готов к появлению указа. Накануне у нас была встреча в секретариате. Тогда я впервые заметил, что Ющенко собрал формальную встречу. Если раньше он нас слушал и сам что-то говорил, то тогда я понял, что он решение уже принял.
Говорят, что досрочные выборы положат конец политическому кризису. Они его лишь обострят. Я убежден, что останется та же коалиция. И она уже будет вести разговор с президентом в несколько ином тоне.
В каком?
— Если до этого времени Партия регионов не шла с президентом на серьезные обострения, то в случае победы, после того что президент наговорил на правительство, чисто психологически сработает бумеранг отдачи. Будет более жесткая позиция к нему. Я не исключаю, что после парламентских выборов у некоторых сил появится желание провести президентские выборы. В частности у коммунистов.
Думаете, "регионалы" на это пойдут?
— Сегодня нет, а завтра посмотрим. У нас политические взгляды и симпатии изменяются в зависимости от ситуации. Я не исключаю, что мы будем иметь триста голосов для изменений в Основном Законе, где будет ликвидирована должность президента. Я не исключаю, что и БЮТ нас поддержит. Это сегодня они кричат, но " сердце женщины склонно к измене". Если вернуть президентскую модель, то она на ликвидацию не согласится, потому что сама будет претендовать на это место. Если будет парламентская — Тимошенко одной из первых будет жать на кнопки, чтобы упразднить институт президентства.
Среди "регионалов" половина — бывшие коммунисты
Премьер-министр Виктор Янукович говорит о широкой коалиции. Что тогда будет делать Компартия?
— О-о-о! Нам в такой коалиции точно не быть. Но хочу открыть один небольшой секрет. 28 мая, когда было подписано соглашение между спикером, премьером и президентом о досрочных выборах, где-то в три часа утра мы остались в зале, где были переговоры. Я обращаюсь к Тимошенко: "Юлия Владимировна, не кажется ли вам, что после выборов мы с вами окажемся в оппозиции?". Она ответила: "Я этого не исключаю".
С 2006 года существенно не вырос рейтинг ни одной партии, только КПУ. В чем секрет?
— За 15 лет люди устали ждать от нас действий. Мы постоянно имели большую поддержку, занимали места в парламенте, но не могли ничего сделать, потому что находились в оппозиции. Сейчас возможностей больше, и потому люди поверили.
А у кого вы забрали этих избирателей?
— Еще не забрали — цыплят осенью будут считать. Мы возвращаем свой электорат.
На востоке часть избирателей может проголосовать за вас или за Партию регионов. Как будете убеждать голосовать за вас?
— Мы не будем говорить, что голосуйте не за "регионалов", а за нас. Будем вести толерантную борьбу. Я думаю, "регионалы" с пониманием отнесутся к тому, что наш электорат вернется к нам.
Ваш лидер Петр Симоненко говорит, что в Компартии нет олигархов. А где будете брать деньги на предвыборную кампанию?
— Там, где всегда — это золото Полуботка, или золото партии. У нас сто тысяч коммунистов. Есть членские взносы, люди платят один процент от зарплаты. Двадцать процентов от своей зарплаты отчисляют в партийную кассу народные депутаты. А, следовательно, прибыли партии ежемесячно — минимум миллион. У нас также есть спонсоры, которые помогают.
Кто это?
— Они не хотят, чтобы их афишировали. Придет время, и мы их назовем.
Поговаривают, что вас финансируют олигархи из Партии регионов?
— Из "Регионов"? Я таких не знаю. Но возможно. Значит, это наши люди в партии, — шутит Мартынюк. — Если серьезно, то в любой партии большинство — это вчерашние носители партийного билета, члены КПСС. Среди "регионалов" половина, если не больше — бывшие коммунисты.
Сколько людей планируете провести в Верховную Раду?
— На съезде мы поставили задание набрать десять–две надца ть процентов, а это 60–70 нардепов.
Сегодня Адаму Мартынюку исполняется 57 лет. Он празднует день рождения с семьей на Волыни.
Комментарии