— Страну грубо изнасиловали, — говорят. — Это не выборы, а назначения. Нам нагло плюнули в лицо и смеются. Назначенная головиха говорит, что у нее все схвачено. А мы, тупое быдло, ничего не добьемся.
В понедельник, 8 ноября, на ступеньках сельсовета стоит черный гроб. В нем таблички с надписями: "права человека", "законность", "демократия", "право на выборы". На дворе темнеет, становится прохладно. Крестьяне не расходятся. 25 дежурных рубят дрова и разжигают костер. Они будут ночевать на улице, в палатке. Достали военный казан. Варят кулеш.
Другая группа ежедневно собирается на Одесской трассе возле железнодорожной станции Глеваха. Митингуют, планируют перекрыть магистраль.
Плесецкое в 38 км от Киева по Одесской трассе. Здесь есть детский садик, школа, продуктовые магазины, бары. В селе — 4 тыс. жителей, половина из них ежедневно ездит на работу в столицу. Улицы подметены, на дорогах свежий асфальт, заборы кирпичные. Много новых домов. В селе работает гранитный карьер, молодые семьи получают от сельсовета 15 соток земли под застройку. Сотка здесь стоит $2–3 тыс.
В Плесецком 2848 избирателей. Большинство поддерживают действующего голову Николая Луценко. Его, как и многих других, не зарегистрировали. Из 86 человек, которые подали документы, 44 получили отказ.
— Я — самовыдвиженец, — говорит местная Татьяна Фоя, 40 лет. — 29 сентября зарегистрировала пакет документов. 3 октября мы получили отказ и ни одного обоснования. Оказалось, в заявлении написали слова "район" и "область" сокращенно. Я переписала заявление. Решение сказали ожидать три дня. 7 октября был последний день подачи заявлений. Документы рассматривались не в комиссии, а у Бутько дома. Она от Партии регионов. В комиссию понабирала своих родственников. 7 октября в 21.00 начали заседание и вели его до полпервого 8 октября. На утро мы получили очередной отказ. Вызвали ночью милицию, они зафиксировали нарушение. Но что с того? Нас лишили права зарегистрироваться.
— Мы не говорим, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже, — объясняет 57-летний Анатолий Невгад. — Просто дайте людям сделать собственный выбор, а не навязывайте назначенцев.
Из 2848 избирателей не голосовали 1259. Потому что в списке не было людей, которых они хотели бы видеть руководителем села. Из тех, кто голосовал, — 900 не поддержали ни одного кандидата. За Валентину Бутько проголосовали 124 избирателя. Это наибольшее количество голосов. За беспартийного Виктора Высоцкого — 64 избирателя. За Лидию Галку — также беспартийную — 39.
— За Бутько голосовали ее родственники, племянники, кумы, — говорят местные. — Она не имеет авторитета в селе.
— Мы будем стоять здесь на смерть, — говорит Людмила Гречаная, 44 года. — Потому что Бутько открыто говорит, что продаст село вместе с людьми. А вы, говорит, колеса мне будете мыть.
— В прошлом году она загадила нам озеро, — переговариваются мужчины возле костра. — На нем наши дети выросли. А она взяла в аренду кусок земли, открыла там производство салатов. Обрабатывала их чем попало, какими-то консервантами. Все сточные воды сбрасывала в озеро. Рыба сдохла, вонь стояла. Когда мы начали протестовать — купила санэпидемстанцию.
Крестьяне требуют немедленных перевыборов. Угрожают перекрыть автотрассу Киев–Одесса.
Комментарии
4