— Свинья называется Табак, — выкрикивает в мегафон студент-заочник университета водного хозяйства и природопользования 25-летний Александр Курсик.
Он держит поросенка на веревке. Достает из кармана 20 грн, потом еще 100, и дает понюхать животному. То отворачивается.
— Мало дал! Сейчас инфляция — даже зачеты стоят дороже, — смеются студенты.
Одна из участниц достает из пакета капусту, дает листья поросенку. Табак нервничает и не хочет есть. На холоде он трясется, повизгивает, когда его касаются.
— Вот министр, и "зеленых" уже мало! — кричат в толпе.
Во Львове под политехническим университетом более 3 тысяч студентов хором
скандируют "Мы против платных услуг", "Образование — право, а не
привилегия".
— Слышал, что в некоторых вузах за пропуск лекции уже требуют 140 гривен, за пересдачу экзамена с комиссией — 200 и больше, — говорит студент этого университета 22-летний Василий Заец. — Даже за студенческий билет нужно платить от 20 до 80 гривен. Теперь просто так экзамен никто не сдаст — преподаватель всех на пересдачу будет отправлять. Из вуза базар сделали!
Студенты полукилометровой колонной идут через центр города к облгосадминистрации. Гаишники на час перекрывают движение транспорта.
На площади перед ОГА парень, изображая преподавателя, по одному подводит студентов к 10 полотняным мешкам. На них надписи "за пропущенную лекцию", "за спортзал", "за услуги библиотеки". Студенты кладут в них деньги.
Кто-то из толпы бросает в здание администрации дымовую шашку. Молодежь кричит, толкается, свистит.
— Это провокация! Люди, успокойтесь! Нас просто хотят разогнать, — пытается усмирить толпу соорганизатор акции студентка университета Франко 19-летняя Юлиана Паранько.
Милиционеры отбрасывают шашку в сторону. Приказывают студентам отойти за ограждение. Те не слушаются, продолжают кричать. Из толпы под стены здания летят пластиковые бутылки, рулоны туалетной бумаги, яйца и помидоры. До 14.30 молодежь расходится.
В Киеве около 1 тыс. студентов собираются возле метро Арсенальная. Их собрал студенческий профсоюз "Пряма дія". Будут идти к Кабмину.
— Постановление правительства ограничивает права студентов, — говорит 22-летний Илья Бондарчук из университета Шевченко. — Оно устанавливает плату за пересдачу экзаменов — до 900 гривен у профессора. У преподавателей появляется искушение "валить" учеников и назначать пересдачи.
Бондарчук — один из немногих, кто соглашается назваться. Другие отворачиваются от фотокамер, прячут лицо за платками.
Глава профсоюза 20-летний Михаил Каменев берет громкоговоритель и объявляет начало марша. Студенты становятся в колонну по семь в ряд.
К толпе приближаются милиционеры и выстраиваются кордоном со всех сторон.
— Детки, это не поможет. За вилы нада браться, — советует пожилой прохожий.
— Уже брались в 1917 году, — отвечает кто-то.
Милиция дает идти колонне по одной полосе. По другой едут машины и общественный транспорт. Молодежь скандирует охрипшими голосами: "Свобода, равенство, студенческая солидарность!", "Прочь министров, прочь капиталистов!", "Знание не товар, универ — не базар!". Кричат первые и средние ряды. Задние идут молча. Оживляются во время вскрика: "Вы нам коррупцию, мы вам революцию". Лозунги диктует глава профсоюза, который идет впереди. Подсматривает в листочек — там они напечатаны в столбик.
Возле Кабмина организаторы протеста забираются на высокий бордюр. Достают веревку с петлей.
— Приготовили для Азарова! — кричит Михаил Каменев под аплодисменты.
Из окон выглядывают чиновники. На улицу выходит заместитель министра образования 42-летний Евгений Сулима:
— Сегодня Кабмин отменил плату за пересдачу лабораторных работ, сверхурочное пользование библиотеками, спортзалами и интернетом. Остались плата за возобновление зачетной книжки или студенческого билета. Государство или ректор не должны отвечать, если студент что-то потерял. Вузам оставили право предоставлять платные транспортные услуги, образовательные курсы, издавать и реализовать литературу.
— А как же медицинские услуги? — спрашивают его. — Согласно этому постановлению студенты должны платить за обращение в медпункт.
— Это к студентам не относится, — возражает чиновник.
— У вас это не написано.
— Там не написано, что это относится к студентам, — говорит Сулима.
— Как ректор прочитает — так и будет.














Комментарии
10