"Что это за кадр в рамке? А, Янукович, 20 гривен? Дорого, — говорит 33-летний Михаил из Киева и достает сигарету. — Я у него на даче месяц разнорабочим работал. Платили 100 гривен в день. А штукатурам и каменщикам по 150. Через месяц нас прогнали, сказали ничего не рассказывать. Если ослушаемся — найдут".
Около столичного железнодорожного вокзала мы торгуем портретами президента Виктора Януковича и бывших Виктора Ющенко, Леонида Кучмы и Леонида Кравчука. Стоим на стихийном рынке около платформ пригородных поездов. Здесь же на земле продавщицы разложили щавель, консервированные овощи, сыр, молоко, мясо.
— Если бы Сталин, купили бы, — говорят мужчина и женщина. — Нам такого, навел бы порядок. У нас дома на шкафу-купе стоят фотографии и Сталина, и Ленина. А эти ничего хорошего не сделали. Ни на что не способны.
Люди спешат, расставленные на асфальте портреты почти не замечают.
— Девушки, вот вам подставка, — протягивает картонную коробку продавщица щавеля. — Потом отдадите.
Подходит пожилая женщина. На ней рекламный щит столичного ломбарда.
— Все одного поля ягоды, — говорит. — Продали страну. Жируют на народные деньги. Нахапали себе и горя не знают.
— Девушки, вы кричите, что распродажа, — советует женщина с щавелем.
Кричим о распродаже. Предлагаем торговаться. Останавливается 19-летний Игорь — студент столичного авиационного университета. Разглядывает фото.
— Януковича могу купит не дороже 10 гривен. Кроме него, мне Кучма кажется более-менее нормальным. А все остальные — не нравятся, — почему, объяснить не может.
Как пойдет гулять, всегда приходит если не в норковой шапке, то с золотой цепочкой
Дает 10 грн. Пока рассчитывается, над портретами наклоняется киевлянин 62-летний Александр.
— Януковича хочу! — говорит. — Даю 5 гривен, потому что за него голосовал. Поставлю на рабочий стол. Украине вообще не везет с президентами. На Януковича хоть какая-то надежда — он злой, агрессивный, сильный. Может, хоть что-то сделает.
Без торга стоим полчаса. Наконец прибывает электричка. Останавливается мужчина среднего возраста — предлагает за портрет Ющенко 2,5 грн. Но замечает, что его фотографируют, прячет деньги и уходит. За ним подходит женщина:
— А Юлька есть? Ее бы купила. Если бы выиграла выборы, такого беспорядка не было бы.
— А давайте я вам анекдот расскажу, — присоединяется продавец мяса. — Встретились три мамки: Януковича, Ющенко и Юльки. Ющенко мама говорит: "У меня Витечка такой хороший мальчик, пойдет гулять — всегда с чистенькими ручками приходит". Януковича мама отвечает: "У меня Витя тоже хороший мальчик. Как пойдет гулять, всегда приходит если не в норковой шапке, то с золотой цепочкой". А Юлькина: "А у меня такая спокойная девочка: косички заплетет, станет на стул и врет, врет, врет".
Мужчина громко смеется. Пенсионер Николай за 1 грн берет Ющенко и Кучму. Кладет в пакет с картофелем:
— Даже 2 гривни жалко. За Ющенко голосовал, ходил на Майдан, а он нас продал. На что теперь надеяться?
Услышав цену 1 грн, ближе подходят продавщицы щавеля.
— По гривни и я два возьму, — говорит одна. — Себе и Наташе. Не, дайте Кравчука, Кучму и двух Януковичей. Может, он хоть здравоохранение поднимет.
Остается по одному портрету Ющенко и Кравчука. Предлагаем обменять на щавель — женщины не хотят.
— Еще доплатить нам нужно, чтобы взяли, — говорят.
За 1,5 ч. купили четыре портрета Януковича, два Кучмы, по одному Ющенко и Кравчука. Выторговали 21 грн. Изготовление портретов и приобретение рамок обошлось в 160 грн.
На Майдане за президента дают 40 гривен
На столичном Майдане в ряд стоят продавцы политической символики. Товар разложили на клеенке на тротуаре. Раньше торговали на прилавках.
— Как только начнем раскладывать на столах, милиция придет и заставит все убрать, — говорит Лидия Семеновна, пожилая женщина.
Показываем ей портреты Кравчука и Ющенко. Спрашиваем, за сколько такие можно продать на Майдане.
— По 15 можно. Зависит от бумаги. Мы портреты Януковича 30 на 40 сантиметров без рамок продаем по 40 гривен. Маленькие — по 10.
Комментарии
2