С 60-летней Анной Принц, наследницей творческого наследия Бориса Гмыри, встречаемся в квартире-музее певца на Крещатике. Хозяйка утомлена. Говорит, день был безумный — казначейство поздно перечислило деньги на издание ее с Марьяной Копицей книги "Гмыря и Шостакович".
— Перечислили 22 декабря, а нужно было в начале сентября, — жалуется. — Хорошо, хоть с Антимонопольным комитетом договорилась. Позвонила и сказала: "Я разрабатывала закон о вас. Или быстро все подписываете, или как в "Тарасе Бульбе": я вас породил, я и убью".
Рассказывает, что в этот дом пришла уже после смерти Гмыри.
— Его жена, Вера Августовна, написала мне письмо. В 1974-ом я переехала с Крыма к ней в Киев. Поступила в аспирантуру Института экономики. Там и невестка Петра Шелеста работала. С Верой Августовной мы родственницы. Наши прадеды родом из Чехии. КГБ нужно поблагодарить: они степень родства установили.
Вербовали?
— Два месяца давили. Твердила им: "Хорошо, буду работать. Только дайте какой-то значок, чтобы все видели, что я сексот". Подписывать их бумаги отказалась. В институте меня 8 лет не замечали. Не продвигали, не повышали зарплаты, хотя диссертация была готова. Уже при Михаиле Горбачеве защитилась.
Обо мне слухи распускают, что я жидовка, самозванка какая-то, — продолжает. — "Говорите, говорите", — думаю. Чтобы увековечить память Бориса Романовича, нужен был такой человек, как я — экономист. Деньги в руки никто не даст. Поэтому с Министерством культуры, Академией наук и заграничными спонсорами создали благотворительный фонд Бориса Гмыри. 15 его дисков выпустили. Монета вышла к 100-летию.
На рояле "Бехштейн" стоит шкатулка с надписью "На памятник Борису Гмыре".
— Не очень собирается, — вздыхает. — Возле филармонии уже и угол отвели. Нужно художественный центр Гмыри открыть. Нужно идти к министру культуры, чтобы тот с Виктором Януковичем поговорил. А здесь ремонт сделаем, — показывает на большие щели вдоль потолка и стен. — Нас затапливали. Видите разводы, где картины висят? Хорошо, что не пошло по шкафам с дневниками и письмами. Там и письма Шостаковича лежат. За них мне предлагали деньги, на которые сто лет можно безбедно жить.
Говорит, что музыковеды перекручивают отношения Гмыри с Шостаковичем. Особенно когда речь идет о 13-й симфонии с "Бабьим Яром" на слова Евгения Евтушенко.
— Исаак Гликман пишет, что Гмыря струсил и в " трудную минуту не подставил плечо Шостаковичу". Дмитрию Дмитриевичу разрешали зарубежные поездки и гастроли, а вот Борис Романович был невыездной. ЦК КПУ запретил Гмыре исполнять "Бабий Яр". Еврейская община потом ему мстила. Скупала абонементы и на концерты не приходила. Представляете: на улице море людей, а в зале пусто. Гмыря персонально с кем-то встречался. Говорил: "Передайте, если хоть раз повторится история с билетами, подам в суд". Кстати, был на премьере 13-й симфонии в Москве. Написал в дневнике: "Понравились "В магазине", "Бабий Яр". Успех — демонстративный".
Добавляет, что Шостакович был на записываемом Гмырей цикле "Пятидневка" на стихи Евгения Долматовского.— Перелистывал ноты аккомпаниатору. На романсе "День обид" расплакался.
Недавно, рассказывает, в Киев приезжала жена Шостаковича Ирина Антоновна:
— На ее честь был прием в российском посольстве. Три романса из цикла "Пятидневка" исполнял бас Тарас Штонда. Твердит: "То, что делал голосом Борис Романович, никому не под силу". Спрашиваю: "Тарас, сколько ты готовил "Пятидневку"?" — "Месяц-полтора". — "А Борис Романович — год и пять месяцев".
Здесь ему не давали петь. Завидовали
Показывает книжные шкафы, заполненные энциклопедиями Брокгауза и Эфрона, Большой советской.
— Штонда удивлялся: "Борис Романович это все перечитал?". А он, когда брался за какое-нибудь произведение, знал все об эпохе. Тщательным образом относился и к чистоте дикции. В Москве МХАТовцы говорили: "Идемте слушать изумительную русскую речь Гмыри". В Московской филармонии дал около 600 концертов, в Ленинградской — 400, а в Киевской — лишь 110. Ему здесь не давали петь. Завидовали. И за границу не пускали.
Разве в Москве не завидуют?
— Россия разумно использует таланты. А мы их уничтожаем. Гмыря превзошел Шаляпина, это даже россияне признают. Голоса в Украине не чудо, а вот большие певцы — чудо. Борис Романович не выставлял свое достоинство напоказ. Это и есть — украинец. У нас есть светлица Козловского, и памятник скоро будет. А он так любил Украину, что жил в Москве. В Киеве же требовал безумных гонораров. Борис Романович как-то хотел с ним "Моцарта и Сальери" петь, а тот 10 тысяч карбованцев запросил. Конечно, Киевская филармония отказала. Я везде писала, требовала: не делайте Козловского и Гмырю друзьями.
1946, 3 августа — Анна Принц родилась в пгт Тересва на Закарпатье
1969 — вступила в брак с математиком Александром Комаренко
1974 — по приглашению Веры Гмыри переехала с Крыма в Киев
1976–1979 — училась в аспирантуре Института экономики АН УССР
1987–1997 — старший научный сотрудник института
1993 — учредила Международный фонд Бориса Гмыри
с 2000 — подготовила 15 компакт-дисков с его записями
2004 — организатор Первого международного конкурса вокалистов им. Бориса Гмыри
Комментарии
2