Киевский анатомический музей — единственное место в Украине, где хранят мозги и сердца известных людей.
— Вынимать мозг стало модно в конце ХІХ века, — рассказывает Виктор Черкасов, 56 лет. Он заведует кафедрой анатомии Национального медуниверситета им. Александра Богомольца. — Так интеллигенты показывали, что они атеисты. Разрезали голову вот так — от виска к виску — снимали череп и вынимали мозг. Потом прикладывали черепную коробку и хоронили тело.
Виктор Гаврилович долго отворяет высокие двери в музей.
— Сюда только учительницы биологии водят учеников, — говорит, когда двери со скрипом поддаются.
Музей — комната метров 40. Здесь черепа, кости и эмбрионы в банках на этажерках. Налево два шкафа со стеклянными дверцами. В них бумажные картонки, похожие на коробки для шляпок. Пожелтевшие этикетки "Мозг В.Г. Короленко", "Мозг акад. Д.И. Багалия", "Мозг акад. Д.К. Заболотного".
— Так запечатали, даже неизвестно, какого года, — объясняет Черкасов. — Думаю, что во времена Директории, потому что этикетки по-украински написаны.
Интересуюсь, можно ли вынуть хотя бы одну. Виктор Гаврилович наклоняется над мозгом академика Заболотного, ударяется головой о полочку шкафа.
— Стоят себе, так пусть бы стояли, — сердится, но картонку достает. — Мозги одинаковые у всех. Или вы думаете, что у Заболотного из мозга цветы растут?
Мозг микробиолога Данила Заболотного лежит в формалине в стеклянной колбе. Дно устлано ватой. На мозге зеленоватые прожилки.
— Это сосуды под действием формалина стали вот такие.
Рядом в колбе мозг историка Дмитрия Багалия. Величиной с мужской кулак, темно-коричневый. Формалин мутный, с комочками белого жира.
Мозг писателя Владимира Короленко, автора повести "Дети подземелья" кажется большим, чем у Заболотного. Рядом колба с надписью "Сердце В.Г. Короленко". Оно размером с кулак, цвета вареного куриного филе. Лежит в формалине и вате.
Мозг писателя Василия Эллана-Блакитного, основателя журналов "Всесвіт" и "Червоний перець", с длинными белыми прожилками.
— Их даже не взвешивали — как накрыли колбами, так никто и не исследовал, только пыль стираем. В Москве в Бехтеревском институте академик Николай Боголепов порезал мозг Маяковского и остальных. Потому у них мало материала осталось, а у нас есть. Потому что на кафедре у нас был профессор Михаил Спиров. У него просили препараты, а он отвечал: "До меня их не трогали профессора Тихомиров, Стефанис, я не прикасался к ним и вам не позволю".
Говорит, что параметры мозга не влияют на способности человека.
— У Анатоля Франса (французский лауреат Нобелевской премии по литературе 1921 года. — " ГПУ") мозг весил 840 граммов, а у Ивана Тургенева — 2400. А по таланту они приблизительно на одном уровне. По компьютерной томографии можно определить разве гомосексуализм мужчины. У женщины за сексуальность отвечает один центр в мозге, потому женщина в принципе не может родиться лесбиянкой. А у мужчины за сексуальность отвечают аж три центра. Если один не работает — рождается гомосексуалист.
Добавляет, что по мозгу можно определить патологии.
— Выяснилось, что французский композитор Морис Равель так заикался, что не мог и слова сказать. Его отец, автоконструктор, заметил, что сыну нравятся игрушечные машинки, и заставил играть на пианино, потому что это тоже механика. И так сделал Мориса одним из лучших пианистов мира. А по мозгу Бетховена определили причину его глухоты. Он несколько раз падал пьяный — лечился вином от ипохондрии.
Бетховен несколько раз падал пьяный
В двух десятках стеклянных колб на этажерке человеческая кожа с татуировками: женских лиц, колец и кинжалов.
— Это фантастические труппы из Глевахи. Все эти люди когда-то сидели в тюрьме, стали алкоголиками и умерли в диспансере. Когда я студентом препарировал, на группу давали труп. Алкоголики, бомжи — кто их там искал? Ставили в морге штампик "Труп идет на кафедру анатомии" да и все. Но лет пять тому назад появилась комиссия по биоэтике. Потому трупного материала больше не получаем.
— Вам это не снится?
— Это все, — проводит рукой в воздухе, — искусство! Анатом должен иметь сердце а нге ла, руку скульптора и желудок свиньи.
Комментарии