31-летняя танцовщица Виктория Шетлез-Вирич живет в Киеве и танцует в стиле одисси. Он происходит из индийского штата Орисса, а там поклоняются Сурье — индусскому богу солнца.
В детском клубе "Лира" Виктория преподает технику индийского и арабского танца. Внешне это обычный дом культуры — с длинными коридорами, неухоженным паркетом и огромными зеркалами в залах. Виктория танцует совсем как в индийских фильмах. Она в фольклорном костюме, а девушки — в тренировочных, но с набедрениками, звенящими пришитыми к ним металлическими погремушками.
После репетиции мы заходим в свободную комнату. Виктория сбрасывает с головы легкую накидку и кутает ею плечи. Теперь, вблизи, я разглядел индусскую точечку на ее лбу.
— Это символ религии? — спрашиваю.
— Вовсе нет, — смеется. — Я - православная. Такая точка называется бинди — ее рисуют или приклеивают, как вот у меня, чтобы защититься от нечистых людей, которые могут вытянуть энергию. В Киеве есть театр индийского танца "Накшатра", — рассказывает она и берет карточку, на которой что-то пишет. — Как-то меня пригласили в театр имени Ивана Франко — ставить танцы для индийского спектакля "Шакунтала". А еще я танцую в храмах.
Мои предки откуда-то приехали, наверное, из Индии
— В храмах? — я беру из рук Виктории листочек, на котором она написала "гуру Пратибха Джена Сингх".
— Иногда на свои праздники приглашают кришнаиты, — объясняет. — Кстати, — ее глаза загораются, — женщинам очень полезен танец живота. Его суть легче передают женщины, чем девушки. Чтобы достичь высокого мастерства, нужно сначала родить. Считается, что в интимном процессе якобы отдает энергию только мужчина. Но и женщина отдает. Индийские и арабские танцы возвращают женщину в нормальное душевное и физическое состояние.
Еще в зале Виктория объяснила, что ее ученицы преимущественно работают в офисах. "Менеджерский состав", — весело говорила она. — Приходят скованные, а потом сбрасывают "цепи цивилизации".
— У вас есть дети?
— У меня шестилетний сын Мишка. А вот мужа нет — в 2004-м мой Вячеслав пошел в горы и не вернулся, — она погрустнела. — Ему было 27. Ходил в непальские Гималаи, взошел на пятитысячник Амадаблан, был на Кавказе, на Эльбрусе. Но 5 августа 2004-го, на Тянь-Шане, в Киргизстане, при восхождении на "кровавую гору" Хан-Тенгри трех альпинистов засыпало ледяной лавиной, как бетоном. Спасатели нашли только рюкзак и фотоаппарат с последними снимками. Пережить потерю мне помогла медитация. Когда-то "намедитировала" себе учителя — гуру Пратибху Джену Сингх, которая приехала в Украину в 1998 году. Теперь мечтаю попасть в Индию, чтобы продлить учебу, но никак не удается.
Девушки перестают заглядывать в нашу комнату, громыхают случайно дверью, смеются в коридоре и звенят своими юбками по лестнице вниз.
— Вы, наверное, в детстве часто смотрели индийские фильмы?
— Не поверите, — рассмеялась, — только один видела — о Зите и Гите. Меня привлекла телепередача "Танцы народов мира". В заставке там танцевала индианка... Мне всегда хотелось праздника, с детства. У всех моих родственников дни рождения пришлись на какие-то "красные даты", а у меня — на 24 августа. Еще школьницей открыла исторический календарь и обнаружила — Варфоломеевская ночь в этот день была да еще освобождение Кишинева от фашистов. А теперь мой день — главный в году!..
Я спросил, откуда у нее такая необычная фамилия.
— Шетлез — обычная одесская фамилия. Это же портовый город, там часто оседали чужеземные моряки. Вот и мои предки откуда-то приехали, наверное, из Индии. А Вирич — фамилия мужа.
— Тяжело сейчас одной?
— Я подрабатываю танцами, — пожала плечами Виктория. — А еще у меня есть друг, который помогает мне. Вообще, считаю, что женщина не должна работать.
1974 — родилась в Одессе
1991 — переехала в Киев
1996 — закончила НАУ, специальность — программист-системотехник
1998 — познакомилась с гуру Пратибхой Дженой Сингх и будущим мужем Вячеславом Виричем
1999 — вышла замуж, родился сын Михаил
2002 — учитель индийских танцев
2003 — в Киеве возник театр "Накшатра"
Комментарии