понедельник, 31 июля 2006 17:58

"Получил 186 гривен и банку меда"

 

То, что 64-летний Гурам Петриашвили, — грузин, видно сразу. Характерная внешность, акцент. На голове неизменная войлочная шапочка — сванка.

— Я в ней лет 20. Она спасла меня 9 апреля 1989-го возле Грузинского  телевидения. Митинг тогда разгоняли, нас били.

Несмотря на жару, Гурам в поношенном пиджаке, мешковатых штанах и стоптанных туфлях. Под мышкой черная потрепанная папка. Говорит по-украински.

Петриашвили третий год безработный. А еще он — полномочный представитель первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа в Украине.

— В 92-ом Звиад подписал специальный документ, — кладет папку на скамью. Мы сидим в скверике возле офисного центра "Хрещатик-Плаза". На папку Гурам кладет коробку папирос. На коробку — окурок.

Ночевал в офисе "Просвіти"

— А еще у меня есть его рукой написанное обращение к вашему Кравчуку. Чтобы Кравчук не признавал путчистов. Это в Грозном было. Там происходила сессия парламента Грузии. Я с 90-го года его депутат. Возглавлял подкомиссию по литературе и искусству.

Эмигрировали?

— Я такое пережил — буду рассказывать правнукам! Несколько месяцев скрывался с братом. Мятежники издали устный приказ, чтобы нас уничтожили на месте. Прятался у друзей, сидел по домам. В селе меня нашел посланец от потенциального убийцы. Шепнул: "Он не хочет тебя убивать. Но за 24 часа исчезни из Грузии..." Друзья посадили меня на российский военный самолет. Я оказался на Северном Кавказе. А потом — в Украине.

Почему именно в Украине?

— Меня все время сюда вело. В 1965-ом служил в Крыму. Первая переведенная мной книга была украинской. Жена — украинка, из Чернигова. Познакомился с ней в 1967-ом в Тбилиси. Она приезжала поступать в университет. Не поступила, но назад мы поехали вместе. Пока училась, жили в Черновцах. Подружился с Володя Ивасюком. Его "Червона рута" — единственная негрузинская песня, которую я слышал от своих односельчан. Я из Диди Лило — села, где родился отец Сталина.

Гурам, аккуратно раздушив окурок, рассказывает о грузинском характере. Об этом он может говорить бесконечно. Переспрашиваю об эмиграции 92-го.

— Жил сначала в Чернигове, у тестя с тещей. Работал на телевидении. Делал передачи об украинской культуре. Я по образованию кинорежиссер, учился у Тенгиза Абуладзе. В Грузии снял несколько художественных и мультипликационных фильмов. Играл в более 30 лентах — у Резо Чхеидзе, Эльдара Шенгелая. И в Украине недавно — в продолжении "Роксоланы", я там главный турецкий судья.

В Киеве Гурам Петриашвили с 1996-го. Несколько лет не имел жилья. Ночевал в офисе "Просвіти". Работал на "Укртелефильме". Кроме художественных фильмов "Трамвай" и "В день рождения", снял ленту об актере Анатолии Хостикоеве. Стал членом Союза писателей Украины. На канале "Культура" создал документальную картину "Он! Николай Винграновский!".

— Трехсерийная, делал полгода, — говорит. — А получил 186 гривен. Да еще редактор из Чернигова Дмитрий Иванов подарил большую банку меда и 160 гривен в придачу. Я из "Укртелефильма" ушел: там нет никаких перспектив. Ни творческих, ни материальных. Держусь лишь на пенсии, которую Грузия платит мне как депутату.

Держусь лишь на пенсии, которую платит мне Грузия

Семья с вами?

— Да. Жена и младшая дочка. Она закончила Киевский университет, факультет востоковедения. Знает арабский, английский. Работала в посольстве Грузии, но сократили. Сейчас в какой-то фирме. На чужбине тяжело, — вздыхает. — Чтобы не оторваться от родины, ежедневно читаю несколько глав из поэмы Руставели. Тоскую за хинкали, сулугуни, хаши. За рехани — это такая трава, без нее грузины помидоры не едят. Но украинцы мне очень близки. У нас похожая ментальность.

На анекдоты о грузинах не обижаетесь?

— Ну чего же... — Гурам в который раз гасит папиросу. Бережно кладет окурок в пачку. — Вот, например. Грузин и армянин в гардеробе, после спектакля. Армянин дал 100 рублей "чаевых" гардеробщику за пальто. А грузин дает 200 и говорит: "Палто не надо!".

А тема "грузин и вино"?

— Хо! Грузин должен пить вино. Но у меня был гипертонический криз. Годы безденежья: в день съедал батон хлеба и 200 граммов масла. Повысился холестерин. Чуть не умер. Вино теперь могу лишь пригубить. А вот курить не смог бросить. Когда пишу — нужно покурить. Иначе не идет. Сейчас вот сказку пишу.

Вернетесь в Грузию?

— Позор тому грузину, который не хочет вернуться! — говорит. — Там у меня старшая дочь, Олико. И двое внуков — Александр и Гурам. Самая младшая, Ирина, уже дважды была в Грузии, нравится. Но до 2000-о на меня там ожидала статья — от 11 до 13 лет. Зять, заместитель прокурора одного из районов Тбилиси, погиб. Почему-то вдруг в его машине оказалась граната. Но я все равно поеду, но сначала отдам долги. Я до сих пор живу в долг... — говорит. — И завершу писательские дела.

Вы и сейчас считаете себя представителем Гамсахурдиа?

— Конечно, — пожимает плечами Гурам. — Звиад сказал мне: "Не вмешивайся в политику. Занимайся культурой". Меня нормально воспринимает посол Грузии в Украине Григол Катамадзе. Много помогал. Потому что в первую очередь мы все — грузины.

16 мая 1942 — родился в Сванетии
1958 — окончил школу с золотой медалью
1964 — окончил Тбилисский университет
1967 — женился
1969 — родилась дочка Ольга
1972 — выход первой книги "Сказки маленького города"
1976 — член Союза писателей Грузии
1978 — сыграл в фильме "Несколько интервью по личным вопросам"
1983 — родилась дочь Ирина
1995 — член Союза писателей Украины
2005 — Литературная премия имени Давида Гурамишвили (Грузия)

Сейчас вы читаете новость «"Получил 186 гривен и банку меда"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть