вторник, 26 июля 2016 00:20

"Молодые приехали на мотоциклах, невеста была в джинсах"

 

- Из-за финансового кризиса нас реже начали приглашать на свадьбы. Ведь на четырех человек - больше затрат, чем на одного музыканта с магнитофоном, - говорит киевлянин 67-летний Василий Бут. 16 лет тому назад создал семейную фольклорную группу "Буття". Часто играют на свадьбах.

Василий Бут с женой Анной Павловной живут в квартире в Оболонском районе столицы. Здесь "Буття" проводит репетиции. Двери отворяет черноволосая дочка Оксана, 37 лет. Играет на цимбалах, басоле и поет.

В гостиной стоит барабан с тарелками в манжете. С потолка свисают кольца для домашних тренировок. Вблизи репетиционной комнаты на стене деревянная доска. На ней кривым почерком написаны даты выступлений и место. Возле нескольких стоит отметка - "свадьба".

В комнате ожидают старший сын Бутов 40-летний Олег и скрипачка Ирина Сосницкая, 39 лет. Василий Денисович с голым торсом - возле барабана. Все музыканты загоревшие. Как раз проводили репетицию. Исполняют еще две гуцульские песни.

- Сейчас - время свадеб. Ездим по всей Украине, - рассказывает Оксана после репетиции. - Как-то на Житомирщине с нами сельские бабки пели и проводили местные обряды. А бывают молодые, которые хотят и обряды, и дискотеку. Обычно предлагаем сценарий празднования из Центральной Украины.

- У нас была свадьба на мотыгах, - добавляет Олег Бут. У него черные усы. Одет в шорты. - Звонят мне в пятницу утром. Спрашивают, можем ли завтра сыграть свадьбу. Как правило, обращаются за год, полгода. Платят аванс - потом составляем сценарий. На импровизации сыграли на байкерской свадьбе. Это было под Киевом в Конча-Заспе, на базе отдыха у озера.

- Нас привезли на машине, а все другие гости и молодые приехали на мотоциклах, - говорит Ирина. - Невеста была в джинсах и вышиванке, без фаты. Если бы нас не пригласили на праздник, то похоже было бы на обычную пьянку у озера. Мы привлекали гостей к общим играм, учили народным танцам. Байкеры играли на гитарах, и мы присоединялись к некоторым песням. Но попсу не поем, даже если уговаривают. "Несе Галя воду" - это не к нам. Лишь "Гуцулку Ксеню" можем исполнить. Но она уже почти народная.

-  С началом войны на Донбассе чаще стали петь на свадьбах повстанческие и стрелецкие песен, - добавляет Оксана. Кладет цимбалы в специальную сумку. Ее инструмент самый тяжелый. Обычно на нем играют мужчины.

- Самая экзотическая свадьба была на одесском побережье, - продолжает Василий Бут. – Проводили по родноверским обычаям. Обряды проводили на пляже. Молодые были в аутентичных украинских костюмах. Настоящее венчание по народным обычаям - прыгание через костер, над молодыми вместо корон держали венки.

Любят приглашать нас на свадьбу, где жених - иностранец. Девушки хотят показать наши традиции. Как-то играли на французско-украинской свадьбе. Собрались учить иностранцев танцам, а переводчика не нашли. Люди сориентировались по языку тела. Но было смешно.

Музыканты начинают складывать инструменты в манжеты. Мужчины собираются вечером в столичную Демеевскую библиотеку. Там каждую среду проводят мастер-класс по пению.

"Вырубали в темноте метровую ветку вишни"

Лилия и Юрий Шпотенко пригласили группу "Буття" на свою свадьбу в Тернополь 16 июля. Провели ее традиционно. Заказали ресторан. Гостей попросили приходить в народном наряде. Жених надел вышиванку, молодая - платье с вышивкой и венок из живых цветов вместо фаты.

- Пригласила группу за несколько месяцев до свадьбы, - говорит Лилия, 23 года. - Сценарий готовила вместе с руководителем "Буття" Оксаной.

Музыкальное сопровождение свадьбы радостнее воспринимала молодежь. Первыми пошли танцевать, участвовали в народных забавах. Старшие сначала, показалось, бойкотировали развлечение. Пожилые гости начали петь местные сельские песни. Не могли их остановить. Музыкантам пришлось присоединиться и сдвинуть запланированные по сценарию действа.

- Запомнился обряд "гільце", - продолжает Лилия. - К нему бояре начали готовиться за день-два. В темноте где-то вырубали метровую ветку вишни. А в день свадьбы забыли ее под дверями квартиры. Это от ресторана - в другом конце города. За несколько минут до обряда брат мужа на машине сгонял за ней. Каждый гость украшал ветку лентой, баранкой или конфетами. Этим желали нам всех благ и отгоняли плохое.

Собрали песни из более, чем 300 сел

- Кроме Василия Денисовича, все родились в Киеве, - рассказывает дочка Василия Бута Оксана из фольклорной группы "Буття". - До 20 лет не знали, что такое традиционное пение. Долгое время общались по-русски.

Оксана имеет диплом звукорежиссера Киевского университета имени Карпенко-Карого. Преподает звукорежиссуру. Имеет степень кандидата искусствоведения.

-  Брат Олег попал в столичную фольклорную группу "Володар". Как-то с девушками попросили меня записать их. Через полгода сложилась ситуация, когда не хватало одной девушки. Попросили подпевать. Так и поплыло, - продолжает женщина.

Вскоре с сыном и дочкой стал петь отец. С тех пор ездили по Украине собирать песни. С экспедициями посетили более 300 сел.

Сейчас вы читаете новость «"Молодые приехали на мотоциклах, невеста была в джинсах"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть