- Выпекаю пряники еженедельно. Кладу в тесто мед. Он придает пластичность и плотность. Пряник сохраняет четкий рельеф, - рассказывает 63-летний Владимир Маркарьян из Полтавы. 10 лет делает деревянные пряничные формы. К 22 января в столичном Музее Ивана Гончара проходит выставка его работ.
На побеленной стене висит более 30 досок. На них вырезаны животные, трипольские символы, казак Мамай, святой Николай.
- Ритуальное печенье с рельефным изображением к нам пришло с Дальнего Востока, - говорит Владимир Маркарьян. - В Киевской Руси первые образцы пряничных досок относятся к X-XI векам. Каждый регион имеет свои изображения. Для Золотоноши Черкасской области - это лошади, птицы, рыбы. В селе Еликие Будища близ Полтавы изображали Христа и солнце. Традиционным для всей Полтавщины является дерево жизни. Дощечки иногда дарили детям. Мальчикам - с коньком, девочкам - с птичками.
На столе в прозрачных пакетах лежат медовые пряники. Имеют выпуклые изображения совы, святого Николая, языческого бога.
- Раньше не было сахара, - продолжает Маркарьян. - Люди подслащали пищу медом. Главными сладостями на праздники были пряники.
Деревянная форма стоила дорого. Могли корову поменять на дощечку со сложным узором. В каждом доме их не держали.
На форму у меня идет от дня до недели. Сначала вырезаю рисунок. Затем дерево покрываю растительным маслом и высушиваю. Тогда тесто не будет приставать.
Владимир Маркарьян показывает свою любимую деревянную форму. Она темного цвета, разделена на девять частей. На ней вырезаны птица, лошадь, рыба, вазон и цветы.
- Форма называется разгонной, - объясняет мужчина. - Такой пряник разламывали на куски и раздавали людям по завершении праздника. Форма имеет темный цвет, потому что изготовлена из груши - наиболее плотного и прочного дерева. Однако его перед резьбой нужно сушить около 30 лет.
Для пряничных форм подходят лиственные породы деревьев. Чаще всего использую липу. Она легко поддается. Люблю орех. В нем и груше можно делать мелкие детали.
Комментарии