
На стенах в гимнастическом клубе олимпийской чемпионки Стеллы Захаровой, 42 года, — ее фотографии в юности и большой портрет мужа — известного футболиста Виктора Хлуса, тоже молодого. Сейчас ему 47.
Рабочий кабинет Стеллы обставлен по-деловому. Шкаф с кубками, на массивном столе — бумаги, ручки, приглашения. Над столом висит фото Стеллы и патриарха Филарета. Возле кожаного кресла — маленький столик с детскими снимками. Везде — на фото, на стенах, за стеклом шкафа — симпатичный чебурашка.
— Это мой талисманчик, — объясняет она.
Захарова одета в простые джинсы и вязаный свитер цвета кофе с молоком. Волосы собраны в плотный узел. Косметика — минимум. Даже вблизи миниатюрной Захаровой не дашь больше 27.
— Смотрите, это — пресс-релиз завтрашней благотворительной акции, — протягивает она лист бумаги. — Киевский детдом "Березка" попросил нас помочь ВИЧ-инфицированным детям.
Спортсменка долго рассказывала, как трудно организовать благотворительный фонд, выбить у спонсоров деньги...
— Новое поколение просто не знало, кто такая Стелла Захарова, — объясняет она. — А старшие вспоминали: "А-а, это та, что стала чемпионкой в 80-е". Государство не дало нам ни копейки. Во-о-бще, — прошептала она, закрыв глаза. — А я так хотела иметь свой международный турнир! Но спортивная гимнастика никого не интересовала. Вот художественная... Дерюгина открывала двери в кабинеты ногой, —скривилась Захарова.
Между вами неприятельские взаимоотношения?
— Ужасные. Потом расскажу, — отмахнулась. — Мы брали в долг маты, шторы... Я сама купила за 13 тысяч долларов гимнастический ковер. Сейчас тренируем 30 девочек. Беру с них копейки — 100 гривен в месяц. Но мы, — гордо выправила спину, — таки провели свой турнир во Дворце спорта. В 1978-м там звучали великие имена — Нели Ким, Маша Филатова, Стелла Захарова, — вспомнила о себе в третьем лице. — Судьи отдали кубок Нели Ким, но публика заставила их присудить победу мне.
Евтушенко и Хлус
взяли шампанское
и поехали ко мне
Так что с Дерюгиной? — напоминаю.
— Скандал в гимнастике продолжается еще со времен Людмилы Турищевой. Ирина просто не представляет, что еще кто-то, кроме нее, может проводить кубки. Мне говорили в лицо: "Мы уничтожим вас вместе с кубком, турниром и фондом".
Захарова долго жаловалась на своего оппонента — Виктора Коржа.
— Он велосипедист, но даже собственная федерация не признала его президентом, — она сжала пальцы с безукоризненным французским маникюром. — Так его сделали президентом федерации гимнастики. Печерский суд отменил то решение и официальный президент теперь — я. Хотите посмеяться? Когда я пришла, они оставили мне на счету 34 копейки.
Захарова пожаловалась, что много времени сейчас тратит в судах.
— Приехала в родной зал в Одессу, где выросла не одна олимпийская чемпионка, а там — куча камней. Я расплакалась, — вздохнула Стелла.
А как ваши дети относятся к гимнастике?
— Сын уже взрослый, на четвертом курсе Института международных отношений. Пробовал заниматься футболом, и своевременно бросил. А Кристиночка, ей пять, — гимнастка.
Как вы познакомились с мужем?
— О, очень интересно, — всплеснула руками Захарова и закашлялась. Вернулась черезпять минут.
Он очень терпеливый. Другой давно ушел бы
— Прихожу как-то на "Динамо", а там стоит "стена" футболистов. Шура Бойко, Вадим Евтушенко, Леонид Буряк, Олег Блохин, Виктор Хлус. Легендарная команда. А вырядились как, — звонко рассмеялась Захарова, — дубленки, ондатровые шапки. Я подошла, а они издеваются: "Девочка, как тебя звать?".
После концерта Евтушенко и Хлус взяли шампанское и поехали ко мне. Встречалась я тогда с Сергеем Белоглазовым. И хотя они с братом известные во всем мире борцы, мама была против. Она хотела, — доверчиво рассказала Стелла, — чтобы у меня был высокий муж. А Сергей был низкого роста.
Где вы жили?
— О, — ухватилась за голову Захарова. — Об этом можно книгу писать. Клуб "Черноморец" дал нам в Одессе квартиру... Из мебели — две раскладушки, на кухне — только раковина, все старое и грязное. Да еще и маленький Олежек.
А как оказались в Швеции?
— Там нападающий был нужен. За границу наших спортсменов выпускали только после 30 лет. А Вите как раз "стукнуло" 30. Мы собрали вещи и уехали.
Как устраивались?
— Я поехала туда не как олимпийская чемпионка, а как жена Виктора Хлуса. Где только не работала: даже бутерброды в ресторане делала. Как-то сидела на матче, а дети бегают между рядами — собирают баночки из-под пива. За эти баночки можно было получить карманные деньги. Мой пятилетний Олег радостно побежал собирать баночки.
А уже когда выучила язык — пошла в школу, учителем физкультуры, — продолжила она. — А вечером тренировала девушек в клубе. Какие там залы! — прижала к груди руки Захарова. — Мы купили две машины, ездили за границу. Создали даже свою фирму, которая организовывала турниры. Как-то приехала в Украину в отпуск и поняла, что не хочу возвращаться. Уговорила мужа.
Он у вас джентльмен...
— Он очень терпеливый, — согласилась Стелла. — Другой давно ушел бы. Но и он иногда возмущается: "Сколько можно о гимнастике? Я же не говорю, какой гол сегодня забил!" Сначала жили за деньги, заработанные в Швеции. Приобрели себе особняк в Зазимъе, возле Десны — небольшой домик, двухэтажный, всего 210 метров. Думаем достраивать, т.к. дети подрастают.
Теперь, дорогой, сам заработай себе на хлеб
Сын уже самостоятельный?
— К сожалению, нет, — вздохнула Стелла. — Учится на контракте, но подрабатывать не пытается. Иногда отругаю его, так он исчезнет на несколько дней. Возвращается, а я ему: "Теперь, дорогой, сам заработай себе на хлеб". Закроется в комнате и молчит...
Как отдыхаете от будней?
— Люблю покупать детские вещи, — перечисляет Захарова. — Хожу к косметологу в салон. Было бы нечестно говорить, что я бабушкиными рецептами пользуюсь. Ежедневно в 7.30 делаю зарядку. Но главное — свое дело. Дома, в тапочках, с пирожками — я бы погибла!
1963 — родилась в Одессе
1969 — начала заниматься гимнастикой
1980 — олимпийская чемпионка
1982 — вышла замуж за футболиста Виктора Хлуса
1983 — родился сын Олег
1999 — родилась дочка Кристина
2004 — президент Украинской федерации гимнастики
Комментарии