— Здоровые дядьки, а машинками играются. Лучше бы ехали на огород картошку сажать, — недовольно бормочет себе под нос киевская пенсионерка 72-летняя Нина Завгородная.
Рядом с ее домом на вул Кавказской, 13а стартовал Кубок трех трасс — Международный чемпионат машин на радиоуправлении.
Возле клуба технических видов спорта "Моделист" собираются 60 участников из Украины, Беларуси и России. На 300-метровую трассу с препятствиями выезжают по 10 машин. Пилоты управляют ими с металлического подиума.
— Машина обошлась мне в 8 тысяч гривен, — рассказывает 25-летний Виталий Литвин из Полтавы. Он работает кузнецом. Каждый месяц из зарплаты откладывает по 2 тыс. грн на свое увлечение. — После каждой тренировки или соревнования на запчасти трачу по тысяче гривен. Профессиональной трассы в Полтаве нет, поэтому тренируюсь в парке. Когда знакомые слышат, сколько я отдал за машинку, говорят: "Лучше бы ты на эти деньги купил себе "копейку". Хоть какой-то толк был бы ". Свою гонку никогда бы не поменял на тачку. Когда управляю ею, кажется, что сам еду за рулем суперскоростного авто. В парке дети часто просят дать им пульт управления. Но я не позволяю. Как-то дал поездить сыну знакомых. Он на полной скорости втаранился в дерево. Пришлось полностью менять корпус.
Один заезд длится 5 минут. Авто гудят и поднимают столбы пыли. На трамплинах часто переворачиваются и по несколько раз перекручиваются в воздухе.
— После каждых гонок нужно менять резину и подшипники, — рассказывает херсонец 32-летний Станислав Пацюченко, менеджер компьютерной фирмы. — На это идет около 100 долларов. Цена запчастей приблизительно такая же, как и для обычных машин, машина стоит 2 тысячи долларов. Она у меня ездит на нитрометановом топливе. 4-литровая канистра стоит 300 гривен. Ее хватает на две-три гонки. Моя модель разгоняется до 70 километров в час. По улице не езжу, потому что резина быстро стирается об асфальт. Беру ее с собой на дачу. Рядом есть вертолетное поле с идеальным покрытием. Как-то с друзьями устроили там гонки. Жена не против моего увлечения. Говорит: "Мой муж не пьет и не гуляет. Пусть играется машинками".
— А моя меня постоянно пилит, — говорит мужчина в черной бейсболке. — Перед соревнованиями купил новый двигатель за 500 долларов, так она мне заявила: "Лучше бы ты мне новые туфли подарил".
По завершении гонок пилоты ставят свои машины на раскладные столы. Кисточками сметают песок и протирают корпуса влажными салфетками.
— После соревнований нужно машину полностью разобрать, бензином вымыть все детали и собрать заново, — рассказывает киевлянин 23-летний Денис Кущев, руководитель кружка "Юный техник". — На это идет около 12 часов. Занимаюсь машинками с 1997 года. Отец имел неосторожность взять меня на соревнование. Сейчас вместе увлекаемся гонками на радиоуправлении. Тренируемся дважды в месяц. Моя машина разгоняется до 100 километров в час. Недавно устроили соревнование с обычными спорткарами. Моя машина финишировала первой. Динамика ее разгона — 2 секунды. Спорткарам до этого далеко.
Киевлянин 8-летний Алексей Голубок сдувает песок с крыльев своего "Багги". Из днища вытягивает аккумулятор и ставит его на зарядку.
— Моя машинка очень крепкая, потому что у нее вместо железа — неокарбон, — рассказывает парень. — Запускать машину дома родители не позволяют, потому что уже разбил двери буфета и чуть не разбил зеркало на шкафу.
В соревнованиях побеждает Максим Масальский из Беларуси. За 45 минут его машинка проехала 89 кругов. Завершающий этап гонок состоится в Одессе в июне. За участие в соревнованиях спортсмены платят по 50 грн. Собранные деньги достанутся победителю.
Трассу строили четыре года
— Длина трассы, на которой устроили соревнование, — 300 метров, — рассказывает организатор соревнований 31-летний Игорь Дуженко. — На ее строительство потратили 30 тысяч гривен, строили четыре года, самостоятельно собирали деньги. Сначала трасса напоминала обычный участок земли. Мы ее перепахали, завезли сюда 240 тонн глины и несколько тонн песка. Все перемешали и утрамбовали. Препятствия строили в соответствии с правилами ассоциации автомобильного спорта Украины. В них прописаны высота трамплина и угол наклона. Препятствия переделывали по три-четыре раза, потому что машины на них постоянно переворачивались и вылетали за пределы трассы. Не могу сказать, какой участок самый сложный. Все зависит от пилота. Профессионал не перевернется даже на самом сложном трамплине.
Комментарии