— Первую модель самолета отец купил, когда мне было 14, — говорит 64-летний Ярослав Янчак из Львова. Полвека собирает копии известных самолетов.
Мужчина приглашает в двухкомнатную квартиру в центре города. В обеих комнатах — шкафы до потолка, заставленные моделями самолетов и вертолетов.
Ярослав Ярославович по образованию авиационный инженер. Работал на 117-ом авиаремонтном заводе. Написал пять исторических книг и полсотни научных статей по истории авиации.
— Мало просто купить и собрать. Нужно все о самолете узнать. Одну модель собираю от 5 до 10 дней. Тяжелее всего раскрасить и нарисовать опознавательные знаки. В среднем модель содержит 400–500 деталей.Самые маленькие величиной с зерно. Масштабные модели самолетов стоят от нескольких сотен гривен до 2–3 тысяч. Когда-то за простенькую отдавал 3 рубля, а за 5 рублей можно было хорошо посидеть в ресторане.
В коллекции Янчака около 500 самолетов. Есть военные бомбардировщики, штурмовики, истребители, а также пассажирские и транспортные.
— А это копия "Ильи Муромца", первого четырехмоторного самолета в мире, — достает с полки желтый ширококрылый самолет. На каждом крыле по два винта. — В 1913 году его разработал конструктор Игорь Сикорский в Киеве. До того в мире летали с одним мотором. Когда какой-то двигатель останавливался в небе — пилот выходил на крыло и раскручивал винт.
Осторожно кладет самолет назад в шкаф, закрывает стеклянные дверцы.
— Львов всегда был первым в воздухоплавании и авиастроительстве, — открывает свою книжку об истории авиации Западной Украины "Крила над Галичиною". — В 1910 году конструктор Эдмунд Либанский построил первый самолет в городе — "Ласточку". Он был трехколесным, работал на бензине. А когда не было бензина, то касторку разбавляли со спиртом. Первый самолет взорвался при взлете. Второй полет удачно состоялся в Вене, самолет доставили поездом.
Ставит на стол серую модель истребителя с желто-голубым флагом на борту.
— Узнаете? Самый высокотехнологичный в Украине — Су-27. Из-за него чуть не оглох. Это тот, который упал в Скнилове в 2002 году. Мы были на другом конце аэродрома, но когда прозвучал взрыв, уши заложило, начали болеть. Я не мог понять, что произошло —люди кричат, ревут, бегут. Мне трудно об этом вспоминать, потому что начинает на голову давить, гул опять тот в ушах слышу. Думал, это отобьет у меня любовь к авиации. Но нет, все по-старому.
Ярослав Янчак овдовел два месяца назад. Взрослый сын так же собирает модели самолетов.
— Жена никогда не жалела денег на мое хобби, — показывает черно-белые фотографии жены. — Когда-то была ситуация: предложили мне купить редкую масштабную модель самолета почти за 200 долларов. Люба сказала: сколько тех денег — покупай.
Жена не касалась к самолетам. Думаете, у меня шкафы шубами, вещами были забиты? — открывает дверцы наибольшего шкафа. В нем — кипы пожелтевших папок, книги и бумаги. — Все это работы мои, писанина. Другая бы на месте моей жены это все собрала и на улицу выбросила, деньги на одежду и сервизы тратила бы. Эх, без нее тепер, как и не живу, — машет рукой мужчина.















Комментарии