— Нужно на целый день воды набрать. Ключ от сейфа есть только у администратора рынка. Она сейчас его заберет, и все — воды не будет, — 61-летняя Ирина Николаевна набирает полное ведро. Ставит в него букеты цветов на продажу. — Хорошо, что хоть такой кран есть. Водопровод провели в прошлом месяце. До этого у нас вообще воды не было.
Рядом лоток Наталии Карасевой, 48 лет. Она торгует газированными напитками.
— Ключ администратор мне не дает, потому что мы поссорились, — разводит руками. — Под носом кран, а воспользоваться не могу. Вот нужно руки помыть, прилавок протереть, а нечем. Чтобы просто умыться, приходится 15–20 минут бежать домой.
По санитарным нормам, каждый рынок должен быть оборудован санузлом, водопроводом и канализацией. Здесь санузла и водоотвода нет.
Около забора за павильонами стоит зеленая металлическая будка-уборная. Нечистоты стекают во вкопанную бочку. На дверях висит замок.
— Туалет часто замкнут, ключ тоже выдает администратор. Вот сейчас ее на месте нет. И делай, что хочешь. Но я туда и так не хожу. Вонь такая стоит, что в нос бьет, — отмахивается Наталия. — Сельские продавцы-мужчины рядом оправляются. Им проще, а женщине стыдно. Мы раньше носили с собой литровые банки, чтобы справить малую нужду. Теперь бегаем через дорогу в соседний магазин. Платим 75 копеек.
— Условия здесь не самые лучшие, но на другие базары идти не хочется. Мы живем в этом микрорайоне, — говорит Ольга. Продает фрукты и овощи. — Много девушек зимой простужаются, потом у них женские проблемы.
Чтобы умыться, приходится 15–20 минут бежать домой
Перелесник официально работает с 2005-го. Его учредили продавцы-предприниматели. Есть свыше 40 павильонов. Карасева объясняет, стороны судятся за контроль над бизнесом четыре года, поэтому нет порядка.
— Этот рынок ежегодно штрафовали за нарушение санитарных норм. Мы обращались по этому поводу в другие контролирующие инстанции. Но безрезультатно, — говорит 48-летний Юрий Ромець, главный санитарный врач города. — Наконец в этом году там провели водопровод. Хотели установить и биотуалет, однако мы не разрешили. В Ривне нет ливневой станции, чтобы сбрасывать туда нечистоты из таких уборных. Теперь руководство Перелесника обратилось с необходимыми документами в "Ривнеоблводоканал", чтобы установить наконец на рынке нормальный туалет.
Проблемы с гигиеной есть и на других пищевых рынках города. Назвать самый безопасный из них городская СЭС не может.
— Проверки санитарного состояния осуществляем избирательно. Например, когда потребитель жалобу подаст или в больницу попадет с отравлением, — добавляет Юрий Ромец. — Очень хотел бы навести порядок везде. Если владельцы таких рынков не будут реагировать на наши предписания, то вынесу постановление об их закрытии. А все материалы передам в прокуратуру.
В Ривне есть 11 продуктовых рынков. На некоторых нет проточной воды, условий, чтобы почистить инвентарь — весы, холодильники, столы.
В Луцке работают 19 продуктовых рынков. Все соответсвуют санитарным нормам. В этом году решили вопрос и с парковокй автомобилей, которые загрязняли выхлопными газами продукты на крайних лотках на рынках по ул. Глушец и Замковой.
Стольки же рынков в Ужгороде. Но большинство из них в плохом санитарном состоянии.
— Ограждения нет, полно мусора. Без разрешения торгуют домашним вином, консервированием. Каждый раз штрафуем директоров, но это не помогает. Да и штраф маленький — 400 гривен, — говорит санитарный врач города Николай Ващенко.
В Ивано-Франковске девять базаров. Санитарным нормам более-менее соответствуют.
— К началу летнего сезона мы выдали семь распоряжений директорам, — говорит Юрий Микула, заведующий отдела гигиены питания городской санэпидемстанции. — Самая худшая ситуация была с рынком на улице Черновола: там даже не было туалетов и мусорников. Но до мая все базары подремонтировали, поставили туалеты. На улице Стуса даже установили душевую с бойлером.
Во Львове насчитывают 26 продуктовых рынков. Только на Стрыйском нет туалетов.
— Не везде есть горячая вода. Преимущественно это имитация моечных комнат — какая-то рукомойка, — говорит Олег Ардан, 59 лет, из городского управления СЭС. — В рядах нет урн для мусора, только контейнеры за рынками. А куда покупатель должен бросить огрызок? Администрации рынков не обеспечивают продавцов торговым инвентарем — вилками, лопатками, лотками, ножами, лейками, весами, крючками для мяса. Принадлежности должны специально обрабатываться и быть из нержавеющих материалов.
На базарах нет холодильного оборудования, поэтому в жару санстанция запрещала торговать молоком и мясом после 11.00.
В Черновцах 17 базаров. В течение года СЭС не обнаружила ни одного грубого нарушения. В Тернополе 31 рынок, большинство смешанного типа — промышленно-продуктовые. Состояние среднее. До сих о закрытии хотя бы одного из них речь не шла.












Комментарии