
21-летнего Степана Иванчука можно увидеть во Львове на площади Мытной в агитационных палатках Юлии Тимошенко. Обычный парень в синих джинсах, черной кожанке раздает пакеты с красными сердечками. Стесняется. Говорит, мол, унизительно неглупому пятикурснику продавать свои руки политической силе.
— Жить как-то нужно. Учусь на медика, а без взятки на работу никто не берет, — жалуется Степан.
Степан, как и большинство агитаторов, родился в селе. Родители мало помогают, а во Львове нужно иметь новый телефон, хорошую одежду. За двухгодичную практику агитатора Степан научился хитрить с работодателями и зарабатывать больше. Днем он работает с БЮТ, ночью — расклеивает агитматериалы Петра Пысарчука. Последний месяц до выборов почти не спит. За несколькочасовое стояние в палатке Тимошенко платит 50 грн. Столько же зарабатывает и за ночное "расклеивание". За неделю получается 500 гривен.
— Больше всех платит кандидат на должность мэра Петр Пысарчук. Те, кто стоит в его палатках, получают на 10–20 гривен больше, чем я. 50 гривен он дает за раздачу газет. Все политические силы платят по 20 гривен за полутора-двухчасовое размахивание флагом на концертах или на митингах.
Когда-то было выгодно ходить с агитацией по квартирам — неплохо оплачивали каждую подпись львовян. За день можно было заработать 100 грн. Однако после распространения слухов о маньяке львовяне не открывают агитаторам. Сплетни об убийце распустили сами политики, которым невыгодна агитация конкурентов.
Схема оплаты расклейки плакатов неясна. На этих выборах появилось понятие "оплата за штуку". За один плакатик — от 10 коп. до гривны. 10–20 коп. стоит маленькая наклейка типа "Осторожно: выборы!" Дороже — большие наклейки. Еще дороже — маленькие агитки, которые нужно мазать клеем. Гривну может стоить наклеивание плакатов с ложью о ком-то из кандидатов или партии. Что дороже расклеивание, тем меньше экземпляров дают на руки — чтобы не махлевали. Иногда с плакатами махлюют сами штабисты. Руководитель штаба дает им несколько тысяч наклеек по 50 коп., а студентам платят по 15.
Некоторые штабы берут агитаторов на ставку 400–500 грн в месяц. Их привлекают, когда появляется работа. Есть во Львове и полулегальные структуры, имеющие в распоряжении 200–300 студентов-расклейщиков. Они не принадлежат к какому-либо штабу и предоставляют свои услуги кому угодно. Это выгодно штабам, ведь большинство из них держать такое количества агитаторов не могут. Да и клеить "чернуху" через такие структуры спокойнее.
Более сообразительные студенты работают "мозговыми" агитаторами непосредственно в штабах. Выдумывают идеи агиток. Они же придумывают и организуют всевозможные молодежные акции. Такие менеджеры получают 1–1,5 тыс. грн в месяц.
Представителями абсолютно новой профессии в политической кампании являются "форумчане". Их задача - блуждать в Интернете, знакомиться с другими посетителями и распространять информацию о своем кандидате. Именно на Интернет-форумах "сливают" компромат и слухи. Они проходят через сотни ушей и впоследствии превращаются в "правду". За такую работу можно заработать 500 грн в месяц.
В этом году нанимают и физически крепких ребят, чтобы те ходили ночью по Львову и контролировали, не появляется ли случайно какая-то "чернуха" на их "папу".
Неофициальная оплата услуг для штаба (грн)
Член территориальной избирательной комиссии (за день выборов).........500
Член участковой избирательной комиссии (за день выборов)........100–150
Водитель (за каждый день работы)..............................................100
Пенсионер из группы распространения слухов (за неделю).......500
Дизайнер (в месяц)....................................................1,5–2 тыс.
Пиар-технолог (в месяц)..............................................2,5–5 тыс.
Сколько зарабатывает "избирательная элита"
Наиболее оплачиваемой в регионах считается должность руководителя избирательного штаба — 2–10 тыс. грн. Сумма зависит от того, хочет ли главный штабист после выборов иметь какую-то должность, или останется "свободным художником". "Свободным" платят больше.
Дополнительный источник прибыли — "откаты" от печати агитматериалов, от найма фирм пиара или штатных агитаторов. При умном руководстве 25% бюджета штаба может осесть в кармане руководителя. После последних президентских выборов руководители штабов "регионалов" купили престижные автомашины. В 1999-м руководитель регионального штаба одного из кандидатов в президенты достроил в Брюховичах виллу. Правда, кандидат до сих пор с ним не здоровается. А главный пиар-технолог кампании обещает когда-то написать детектив про никчемного шефа, обобравшего штаб до нитки.
На выборах зарабатывают и сами кандидаты — не все привлеченные ими средства бизнесменов попадают в избирательные штабы.
Комментарии