
Ребята из организации "Опора" в пятницу приковали себя наручниками к землеройной технике на площади Рынок во Львове. Так они протестируют против несуразной реконструкции центра города. В частности, утверждают, что трамваи, которые снова хотят пустить через Рынок, будут сотрясать землю и разрушать бесценные архитектурные памятники.
Длинноволосый парень в черной кожанке и оранжевой каске с надписью "Останови!" стоял на песке возле бульдозера уже второй час. Его левая рука прикована наручниками к радиатору трактора. Парень ждал, когда его уже сменит товарищ.
— Выстоять здесь тяжело, особенно в такую погоду, — свободной рукой подносит к губам чашечку с чаем 28-летний "опоровец" Владимир Витрович. — Строители уже начали терять терпение. Один из наших ребят приковал себя к борту грузовика. Когда машина тронулась, Игоря потянуло за наручники, и он ободрал себе запястье. Мы легли под колеса, тогда водитель остановился.
— Но городской голова уже приказал прекратить работы, — говорю ему, — почему же вы здесь сидите?
Витрович сверкнул на меня глазами.
Проблема останется "в наследство" новому мэру
— Вчера мы обратились к исполняющему обязанности городского головы Зеновию Сирику с открытым письмом. Просили прекратить работы, но Сирик не отреагировал. Когда увидел, что мы не шутим, вышел поговорить со строителями. Но письменного распоряжения не дал, — говорит Владимир.
Подхожу к группке нахмуренных строителей, наблюдающих за участниками акции. Кое-кто из них курит, и время от времени трясет в воздухе кулаком, выкрикивая обиды "опоровцам".
— Чего вы к нам пришли, идите вон к ним, — высокий дородный мужчина в строительной каске кивнул головой на пикетующих. Представиться он не пожелал, но сказал, что работает на бульдозере.
— Им, наверное, кто-то хорошо заплатил. А того парня, который приковал себя к грузовику, никто не просил там стоять. Водитель не увидел, что за кузовом кто-то есть, поэтому тронулся с места.
— Строители начали реконструкцию инженерных сетей на площади Рынок и площади Кафедральной. Но документация не утверждена градостроительным советом и не согласована на государственном уровне, — говорит председатель Общественного форума Львова 42-летний Олег Мацех, — а без согласования проект — всего лишь бумажка. Мы подаем в суд на управление коммунального строительства. Проект незаконный.
В выходные на площади Рынок строительные работы не велись. В городском совете поговаривали, что ремонт заморозят. Конфликт вокруг реконструкции старая власть решать уже не будет. Эта проблема останется "в наследство" новому мэру Львова — Андрею Садовому.
Историческая справка
Площадь Рынок была заложена в XIV веке как центр торговой и общественной жизни Львова. От первоначальной готической застройки сохранились только подвалы и фрагменты стен, остальные здания были уничтожены во время пожара 1527 года. Площадь отстроили. Большинство каменных зданий на Рынке построено по заказу знати, магнатов и богатых купцов. Архитектурный ансамбль создавали знаменитые в свое время художники.
Исторический центр Львова и площадь Рынок занесены в охранительный список ЮНЕСКО - международной организации, которая занимается культурой, образованием и наукой.
Обойдемся без трамваев
Президент благотворительного Фонда "Сохранение историко-архитектурного наследия Львова" Андрей Салюк, 39 лет, убежден, что проект реконструкции центра представляет серьезную угрозу исторической среде города. ЮНЕСКО может исключить Львов из списка охранительных городов.
- Зачем опять прокладывать рельсы на площади Рынок? Уже три года подряд ремонтируют пути на разных участках центра, и все как-то живут без трамваев, — рассказал "ГПУ" Андрей Салюк. — Представьте себе, ежедневно десятки раз 20-тонный трамвай сотрясает площадь Рынок. Пусть бы здесь ездил маленький туристический трамвай от улицы Русской и до улицы Беринды. Вред для мостовой минимальный, а туристам - радость.
Комментарии