Ексклюзивы
четверг, 28 октября 2010 16:51

"Прокурор с милицией связан общей статистикой"

Автор: фото: Игорь ХОМИЧ
 
Адвокат Украинского Хельсинского союза Олег Мицик, 42 года, защищает права 36-летнего Алексея Веренцова и Игоря Танячкевича, 62 года, из общественной организации "Часовые закона". 13 октября их задержали на трое суток после акции "Прочь коррупцию!" под стенами Львовской областной прокуратуры. В пятницу разговариваем с Мициком в его кабинете на ул. Донцова в центре Львова.

— В Конституции Украины четко написано — лицо, желающее провести мирное собрание, должно сообщить об этом заранее. Но не сказано — за сколько. "Часовые закона" подали заявку на митинг еще в августе. В день проведения акции сообщили о пешем ходе, мешающем движению транспорта. Чиновники не запрещали. Веренцова задержали, потому что проводил митинг без разрешения. Абсурд! На митинг не нужно разрешение. Может существовать запрет, которого не было. Веренцова и Танячкевича вызвали в райотдел спустя сутки после акции. Мол, для прекращения правонарушений. Если бы Веренцов во время акции призывал к неповиновению, кричал, нападал на милиционеров, отрывал им пуговицы или погоны, его могли бы задержать. Через 24 часа не было что прекращать. Людей с высшим образованием сутки продержали как скот в обезьяннике без всякого решения суда. Мы подали жалобы в Апелляционный суд. Готовим иски в Европейский.


Месяц назад после ночи, проведенной во Франковском райотделе милиции, умер львовянин Михаил Стадник. Милиционеры действительно его били?

— Дело прокуратура Львова только начала расследовать. Предполагаю, что так. Стадник лечился от алкоголизма в психушке. Нетрезвый зашел в соседский подвал. Милиция сразу увидела повод возбудить уголовное дело за кражу — якобы похитили старый советский полотер. Хотя замок в подвале еще за месяц до этого сломали. Михаил просился: "У меня ребенку — 6 лет. Отпустите, пожалуйста". Его задержали за выдуманное сопротивление работникам милиции. На утро вышел с 51 кровоподтеком. Были даже на пятках. По пути в другоое подразделение милиции якобы упал и получил перелом черепа. Допускаю, что ему пробили голову еще в райотделе. Милиционеры запросто могут навязать преступление невиновному. Даже задержать человека, зашедшего в подъезд пописать. Попробуют "повесить" на него квартирные кражи во всех соседних домах.


Как, кроме физического насилия, милиционеры выбивают признания?

— Могут обмануть. У меня был случай. Парня обвинили в разбое, за который дают до 12 лет. При этом показали статью в Криминальном кодексе якобы о закрытии дела через раскаяние. И он три дня показывал места, где якобы грабил. Я заставил следователя показать распечатку звонков с его мобильника. Доказал, что в день разбоя он был в 100 километрах от Львова. Парня отпустили.


Кто чаще всего становится жертвами милиционеров в райотделах?

— Малограмотные, бедные. Стоит только немного в чем-то сознаться, считай, ты уже их раб. Еще шаг — и преступник. Тебя будут бить до тех пор, пока не повесят все грехи. Человек, который с момента задержания требует адвоката, не отдает телефон — пугает милиционеров и имеет шанс на спасение.


Для чего милиционеры "шьют" дела?

— Проблема правоохранительных органов — статистическая отчетность. Следователи избегают серьезных дел, потому что ими нужно по три-четыри месяцы заниматься. Проще расследовать дело "о трех курицах" и поставить галочку в статистическом отчете. Правоохранителям трудно нормально работать, когда даже на пополнение счета мобильного телефона не выдают средств. Не говоря о том, что в каждом дворе должны были иметь своего информатора.


Можно ли изменить ситуацию на уровне области?

— Можно. Руководителям нужно признать, что их подчиненные действуют не по закону. Милиционеров должны хвалить не за результат, а ругать за методы.


Как между собой связаны милиция, прокуратура, судьи?

— Прокурор с милицией связан, в первую очередь, общей статистикой. Прокурора "бьют" за рост преступности в районе. Он должен руководить работой милиции относительно раскрытия преступлений. Их результаты — частично и его. Поэтому прокурор "не режет" нарушенные уголовные дела. Они все вперед ногами вталкиваются в суд. В суд прокуроры часто приходят даже без листочка, неподготовленные. Заранее знают, что человека и так осудят. Суд не может вернуть дело назад, потому что его за спиной осудят. В сознании люди заложено: если суд оправдывает кого-то — следовательно, откупился.


Как защитить себя при незаконном задержании?

— Если среди улицы милиционер остановит, попросит пройти в райотдел, сразу звоните по телефону родным: "Меня ведут в райотдел, нанимайте адвоката". Каждый должен иметь при себе контактный телефон юриста, которому доверяет. У нас есть люди, которые только на пятый-седьмой день с момента задержания родственника способны найти адвоката. В этом беда. Люди часто жалуются на избиение, насилие со стороны милиционеров. Но приходят через 5–10 суток. Тогда трудно доказать, что кровоподтеки были получены в райотделе. Жаловаться нужно немедленно.

Сейчас вы читаете новость «"Прокурор с милицией связан общей статистикой"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть