"Говорили все исключительно "по-барски"- по-русски, - вспоминал бывший ученик Третьей киевской гимназии на Подоле, а затем член Центральной Рады Николай Галаган (1882-1946). - Когда кто-то из нас, ребят из села, прохвачивался было неким "малороссийским" выражению, то нас немедленно поправляли и то в такой форме, что бывало стыдно за свое "мужицтво".
Среднее образование в Российской империи получали в гимназиях. Их программы отвечали господствующей концепции "единой неделимой России". Все остальное изымали.
Украинский язык называли "малороссийским наречием" и не преподавали. За этим следил преподавательский персонал. Министерство прописывает запреты в циркулярах, которые распространяют попечители учебных округов.
Гимназии заполнены картинами из российской истории и патриотическими лозунгами. То же в текстах учебников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ученикам львовской семинарии запретили издавать книгу на украинском языке
"Гимназия уже в первом классе меня научила понимать, что "все мы русские", что я также "русский", - читаем в воспоминаниях Николая Галагана. - Всех нас держит под своей властью "самодержец Всероссийский", что все мы его "верноподданные". Должны его любить, служить ему и за него молиться. Основа была положена. Канва уже была, на ней уже можно было вышивать узоры".
В Киеве были 8 гимназий. Исключением была Вторая. В ней навязывание русского языка не было таким, как в другим учебных заведениях города. Больше формальным.
Больше о жизни киевских гимназистов читайте в журнале "Країна" №33
Комментарии