
Работник автосервиса Леонид Каретников, 46 лет, несколько лет не выходил из квартиры. Был болен агорафобией — страхом открытого пространства. Также боялся оставаться сам.
— Это началось 15 лет назад. Я тогда был в первом браке. Имел проблемы с женой. Ехал с ней в метро, вдруг началось сердцебиение, паника, бросило в пот, хотелось куда-то бежать. Хотел умереть, потому что это выдержать невозможно. Когда заходил в метро, это повторялось.
Сначала перестал ездить в метро, потом в другом транспорте. Через какое-то время уже не выходил из квартиры. Развелся, бросил работу. Пытался делать бизнес в интернете. Вторая жена приносила продукты, родители присылали деньги.
— Не отдыхал на природе, не ездил к родителям, сыну. Не мог пойти на день рождения. Друзей не осталось. Жил, как инвалид. Обращался к психиатрам, они давали таблетки. Я сидел дома, пил их, но так и не мог выйти из квартиры.
В Центр психотерапии столичной психоневрологической больницы №1 Леонида привели родители и жена. Чтобы выйти из дома, выпил много успокоительного.
— Врач Леонид Юнда спросил, чего я хочу. Ответил: начать жить, поехать на море. Ну, говорит, собирай чемоданы, через месяц поедешь. Я не поверил, что такое возможно. Но я таки поехал.
В отделении мужчине несколько дней кололи успокоительные. Он боялся оставаться сам, не отпускал жену и родителей.
— Потом врач взял за руку и повел в метро. Я предложил начать с Петровки, потому что там неглубоко. Доктор говорит: "Нет, едем на Дорогожичи". Я на автопилоте зашел в троллейбус, потом в метро. Стал перед турникетом и понимаю, что не могу сделать шаг. Врач бросил жетон, зашел и говорит: ну, как хочешь, оставайся. А стоять одному — в 300 раз хуже. Пулей побежал за ним.
Фобии возникают у беспокойных людей на фоне стресса в важной ситуации, говорит руководитель Центра психотерапии Леонид Юнда, 59 лет.
— Боязнь открытого пространства — это скрытый страх смерти. Леонид боялся, что в случае чего ему не смогут помочь. А дома безопасно, есть телефон, всегда можно вызвать врача. Еще безопаснее — в больнице, потому что на первом этаже реанимация.
Фобии лечат долго. Нужно треть того времени, которое человек болел.
— Больного нужно убедить, что страх безоснователен. Был случай, когда женщина не могла зайти в метро. С ней пошли двое врачей. Затягивают ее на эскалатор, а она упирается. Подходит милиционер и спрашивает: что вы делаете? Тогда пошла сама.
В больнице Леониду разъясняли особенности его страха, проводили сеансы внушения в гипнотическом состоянии, пациент прошел групповую работу с психологом. После выписки четыре месяца пил таблетки и занимался аутотренингом.
— Нашел работу, знакомился с людьми, занялся спортом. Раз в году приходил на осмотр и занятие с психологом. На море езжу ежегодно. Перестал избегать людей.
Через полгода почувствовал, что прежние привычки могут вернуться.
— Когда сажусь в автобус, понимаю, что подсознательно избегаю подземок. Тогда загоняю себя в метро, и на душе становится легче. Если страх не преодолевать, он прогрессирует.
Дэниель Редклифф избегает толпы
Актер Дэниель Редклифф, 21 год, не ездит в метро Лондона из-за охлофобии — страха толпы. В фильме "Гарри Поттер и Орден феникса" есть эпизод, когда он пытается засунуть проездной в турникет вместо того, чтобы приложить к считывающему устройству.
— Я не езжу в метро, потому что это сводит меня с ума. Поэтому и не знаю, что делать с проездным, — говорит он.
Проявляется охлофобия приступами паники, духоты, обмороком.
Комментарии