"Дочка родилась нормальным полуметровым ребенком, весила 3500 граммов. За год подросла всего на 16 сантиметров, это очень мало для деток этого возраста. Она активно развивалась, рано начала читать. Очень редко простужалась", — рассказывает черкасщанка Ольга Горопацкая, 36 лет. Ее дочь 13-летняя Анна болеет карликовостью, на медицинском языке — гипофизарный нанизм. Но благодаря ежедневным инъекциям ей удалось вырасти до 1 м 55 см.
- Встревожились, когда малая пошла в садик. Была самой маленькой в группе. Обратились к педиатру в районной поликлинике Черкасс. Она успокоила, прописала витамины.
В первый класс Аня пошла в 6 лет, когда была ростом 104 см. После этого перестала расти.
- Одноклассники ее часто брали на руки, называли "воробушком". Сначала Ане это нравилось, а когда подросла, начала обижаться.
Девушке сделали рентген кистей рук, так как там содержатся зоны роста. Те были маленькие. В столичном Институте эндокринологии Анне поставили диагноз. Приписали по уколу каждый день. Благодаря инъекциям за год она подросла на 12 см.
- Аня сама себе научилась делать уколы, хотя очень боялась и паниковала. Все тело ее болело, было исколото. Препарат генотропин мы получали бесплатно от областного врача. А потом государственная программа закончилась. Другой препарат колоть не хотели, так как генотропин давал видимые результаты. Поэтому покупали его в аптеке. За одну ампулу платили 800 гривен. Ее хватало на шесть дней, потом на три. За год на лекарство израсходовали 80 тысяч гривен.
Сейчас инъекции перестали делать. Организм должен отдохнуть и начать вырабатывать гормон роста.
26-летняя Мария Украинец из Червонограда на Львовщине больна карликовостью. Ее рост 90 см. Ее родной брат 27-летний Андрей ниже ее на сантиметр. Врачи говорят, их болезнь наследственная.
- Кто-то из предков болел, но родители о том не знали. Куда уже нас с братом мама не возила. Таблетки из Америки нам присылали. Ничего не помогало. Сказали нам, что болезнь неизлечима.
В январе этого года Мария родила дочку. Ее должны год обследовать. Пока ребенок развивается нормально.
- Андрей перестал расти после того, как под машину попал, когда ему было 8 лет. А Мария - где-то в 10 лет. Объясняют, что это какой-то генетический сбой, и потому никто помочь не мог, - говорит отец Василий Федорович.
Наталия Спринчук, 44 года, заведующий детским отделением Института эндокринологии говорит, карликовость выявляют в первые годы жизни.
- Если ребенок родился меньше 48 сантиметров, его нужно показать эндокринологу. Щитовидная железа может не вырабатывать гормон роста. Легкие формы заболевания проявляются обычно с 2 лет. В психомоторном развитии такой ребенок не отстает от ровесников.
Если своевременно начать лечить гипофизарный нанизм, человек будет расти, будет социально адаптирован.
- В цивилизованных странах таким больным колют гормон роста даже тогда, когда они перестают расти. А у нас лекарства не хватает тем, кому еще можно помочь подрасти. Гормоны также принимают низкие люди, не больные карликовостью. Делают это под наблюдением врача, иначе можно навредить организму.
Комментарии