Черкащанин 42-летний Виталий Криворучко с сыном 18-летним Владиславом изготавливает в собственной мастерской лодки. Научился делать их в Италии. У него есть международный сертификат качества.
- В Черкассах работал колористом на автосервисе, подбирал краски для автомобилей, - вспоминает Виталий Леонидович. - В Италию поехал в 1999-м. Восемь лет работал на судостроительном заводе в Калабрии, в Сицилии. Это отдаленный регион, носок итальянского сапога. Итальянцы научили строить 6-8-метровые лодки. С каютами и без. Затем переехал на завод в Венецию. Там такие лодки у каждого дома стоят, как у нас машины.
Во дворе Криворучко накрыли тентами две лодки, водный мотоцикл.
- Домой вернулся шесть лет назад. Решил заняться тем, чем умею, - ведет в пристроенную к дому мастерскую. Там сын Владислав монтирует электронное оборудование к будущей лодке.
- Кузов делаем из стеклопластика, - объясняет. - Он лучше металла. Во-первых, идеально гладкий, лучше скользит по воде, отчего лодка развивает большую скорость. Во-вторых, стеклопластик не ржавеет, не гниет. В-третьих, его легче обслуживать и ремонтировать. Если налетишь металлическим днищем на камень, то придется заклепывать, запаивать. Кузов ослабляется. А стеклопластик заклеил вторым слоем, и он становится еще крепче.
Из Италии Виталий привез схемы и размеры деталей лодок. Ширина венецианского - 1,65 м, высота борта - 45-70 см. Толщина дна - 1 см, бортов - 6 мм.
- Дома изготовил матрицы. На них делаю детали, - добавляет. - Обкладываю матрицу стеклотканью, смазываю полиэфирной смолой с отвердителем. Все разглаживаю валиком, чтобы не было пузырьков и даю высохнуть. При температуре 20 градусов на это уходит 40 минут. Затем так же накладываю четыре слоя стеклоткани. Когда высохло - вытягиваю из матрицы идеально гладкую готовую деталь. Заклепками сшиваю детали, дополнительно склеив полиэфирной шпаклевкой.
С сыном Виталий изготовил 21 лодку. Большинство купили итальянцы. Базовая стоит $5 тыс. - 60 тыс. грн. Весит 300 кг, есть ветровое стекло, редуктор с тросом управления двигателя, электропроводка, бортовые огни. Изготавливает в течение месяца.
- Можем доукомплектовать лодку насосом для откачки воды, сидушками, фонарями, лестницей, столиками, якорем. Всем, что владелец пожелает, - говорит Виталий. - Когда оформлял евросертификацию, мою лодку испытывали на безопасность. На место мотора клали 140 килограммов, внутрь лодки - 300. Все залили водой. Лодка должна была быть на плаву, чтобы люди могли держаться за нее. Все лодки с двойным дном. Пробилась нижняя часть - подстрахует верхняя.
Лодку можно обустроить двигателем мощностью до 50 л. с. Такая развивает скорость до 56 км/час. За час работы потребляет 10 л бензина марки А-95. Топливный бак рассчитан на 42 л.
Из стеклопластика Криворучко изготавливает круглые бассейны с изогнутыми сиденьями по периметру. Его диаметре - 3,5 м, глубина - 1 м. Бассейн не надо глубоко закапывать, верхняя часть остается на земле. Стоимость изделия составляет около 20 тыс. грн.
Комментарии