отправился в прошлый понедельник самый радикальный режиссер Европы Андрей Жолдак.
Это произошло на следующий день после представления "Ромео и Джульетта" — трагедии, которую поставил 43-?летний Жолдак в Харьковском театре имени Шевченко. Это его пятый спектакль на этой сцене за три года работы. До того был "Гамлет" с голым и позолоченным L-Кравчуком в главной роли.
Был удивительно красивый тургеневский "Месяц любви". Был "Один день Ивана Денисовича", который поставил на уши самого Солженицына, и тот кричал: "Не пущать!" Был шедевр "Гольдони. Венеция". И вот — "Ромео и Джульетта".
Харьков уже привык (как раньше — Киев) к тому, что Жолдак окружает свои премьеры изысканными скандалами. Но перед последним представлением было тихо, как перед грозой. Так тихо, что я чуть не пропустила просмотр. Говорят, журналистов вообще не приглашали. Во всяком случае, не было ни одной телекамеры, которые так любит Жолдак. Но зал таки был полон.
Ромео и Джульетта, как известно, дети враждующих кланов Монтекки и Капулетти. Эти кланы в спектакле легко узнаются — "оранжевые" и "бело-?голубые". Хоть все актеры совсем голые. В этом и скандал, потому что все голые одинаковые: и революционеры, и ретрограды. В финале они обмазываются настоящим дерьмом.
Монтекки и Капулетти легко узнаются — это наши "оранжевые" и "бело?голубые"
Во время представления показывают документальное видео — события в Сиверско-донецке и на киевском Майдане во время прошлых президентских выборов. А голые харьковские джульетты на этом фоне бегают по сцене и пищат: "Я хочу целоваться!" И ничего больше они не хотят. Возможно, именно поэтому оказываются в дерьме.Можно было ожидать взрыва протеста. Но, кажется, публика была настолько ошарашена, что забыла протестовать или аплодировать. Аплодисменты появились только в конце спектакля.
В зале было несколько зарубежных театральных продюсеров. Британский заявил, что более радикального представления он в жизни не видел, потому не знает, как к нему относиться. Только бы он один не знал! После спектакля было немного страшно выходить на улицу. Вдруг там, на Сумской, стоят танки для предотвращения конфликтов местных монтекки и капулетти? Но такого не было. Слонялись персонажи представления — обкуренные и пьяные харьковские тинэйджеры. Они не хотели ничего, кроме как целоваться...
Спектакль, видимо, не понравится ни власти, ни оппозиции. Потому что Жолдак в нем пожалел всех. А мы привыкли, чтоб жалели только "хороших".
Спектакль, видимо, не понравится ни власти, ни оппозиции
Этот немилосердный спектакль показался мне в то же время нежным и печальным. Я предчувствовала, что он — последний. Неизвестно, будет идти представление дальше или Харьков сделает вид, что его никогда не было. Телефон театра в понедельник отвечал, что Андрея Жолдака нет. Это был последний день работы режиссера в Харькове.Сам Андрей не давал никаких комментариев. Кажется, он успел полюбить Харьков и совсем не хотел громыхать дверью на выходе. На представлении у Жолдака были необычайно грустные глаза.
По предыдущим данным, он едет из пункта Х(арьков) впункт Б(ерлин), где будет работать в знаменитом театре Фольксбюне. Немцы торжествуют: наконец им удалось переманить к себе этого "гросс-?мастера" театральной Европы!
Такой финал прогнозировался давно. Еще нынешней весной Жолдак заявил, что театральная реформа в Украине не начнется до тех пор, пока все художественные руководители и директора украинских театров не пойдут в отставку. Он сказал, что готов, кпримеру, пойти первым. И сделал это. Но реформа так и не началась.
Режиссер уже в Берлине
Андрей Жолдак отправился в Берлин во вторник. Он и раньше работал "на два дома" — в Берлине и Харькове. Долго это длиться не могло, и вот срок контракта с харьковчанамиистек.
"Ромео и Джульетта" в Харькове будет идти — но после официальной премьеры на Берлинском театральном фестивале в октябре. Дело в том, что представление сделано по заказу именноэтого фестиваля.
В берлинском "Фольксбюне" Андрей будет ставить древнегреческую "Медею". Вместе с немецкими актерами там будут играть 12 харьковских артистов и жена режиссера Виктория Спесивцева.
Комментарии