— Для меня он идеал писателя, — говорит студентка-филолог Юлия Галазюк, 17 лет. — Живет в Германии, но пишет на родном польском. Издает книги не ради денег или популярности. Просто изливает свои мысли. Сейчас не хватает таких книжек.
Небольшое помещение театра заполнено. Люди сидят в проходах.
— В Польше больше людей пишут, чем читают, — шутит Вишневский. — Я зарабатываю деньги научными трудами. А книги пишу, потому что мне грустно. Моя жена — наука. А литература — это страстная любовница. Конечно, жена ничего не знает о любовнице. Если узнает, я пообещаю ей, что это было в последний раз. И как настоящий мужчина не сдержу слово.
Публика смеется. Вишневский говорит на польском. Перевод на украинском почти никто не слушает.
— Вам нравится быть популярным? — спрашивают с задних рядов.
— Как-то моя дочь вышла из супермаркета с криками: "Папа, ты популярнее, чем Гарри Поттер!" Потому что в списке бестселлеров было пять Гарри Поттеров и моя книжка. Я очень популярен в Польше. После "Одиночества в сети" меня попросили написать еще что-нибудь. Оно раскупилось бы, даже если бы я написал сборник кулинарных рецептов. Был рад, что мои дочери не читали мое произведение, пока были маленькими. Они думали, что у меня был секс дважды в жизни — когда родились они.
Писатели и издатели 43-летние Виталий и Дмитрий Капрановы приехали во Львов 15 сентября, за день до открытия Форума. Предложили председателям городского и областного советов подать город в качестве кандидата на книжную столицу мира. Этот статус ежегодно предоставляет ЮНЕСКО.
— В письме сравниваем Львов и Ереван, который будет книжной столицей в следующем году, — рассказывают по очереди. — Мы не уступаем армянам по количеству книжных магазинов или изданных книг. Главное требование ЮНЕСКО — Львов должен жить литературой не пять дней Форума, а весь год.
Дочери думали, что у меня был секс два раза в жизни — когда родились они
В этом году мероприятие посетили 50 тыс. человек. Вход стоил 3 грн. Люди по 15 мин. ждали в очереди, чтобы войти внутрь.
— Организация никакая, — жалуется продавец, который имеет лоток на улице. — Может, к вип-издательствам отношение другое. А для рядовых — сплошное унижение. Я оплатил место на улице еще в апреле. Проехал 1000 километров с сумками книжек. Пришел в среду, чтобы заблаговременно разложиться. А тут даже еще не было палаток. Никто не смог мне сказать, где мое место. В 10.00, когда должна была открыться выставка, только начали разносить кресла.
Львовское издательство "Пирамида" подготовило два десятка новинок. Больше всего покупают книжку Марии Матиос "Вырванные страницы из автобиографии".
— Два года тому назад был рекорд — за четыре дня Форума продали восемь тысяч экземпляров романау Марии "Москалица", — говорит директор издательства Василий Гутковский, 44 года. — "Вырванных страниц" планируем продать не меньше двух тысяч. Роман автобиографический.
Львовский поэт 43-летний Игорь Павлюк сидит возле стенда луцкого издательства "Твердыня". Рассказывает, что его сборники издают тиражом в тысячу-полторы.
— Дошел до того, что не плачу за издание своих сборников. Но и не получаю за это ни копейки. Сейчас у меня есть предложения из-за границы. Однако и там говорят, что прибыли не будет. Легче печататься в журналах — они платят гонорары.
На Форуме провели 300 мероприятий.
— После еду в Германию, — рассказывает 50-летняя Оксана Забужко в филармонии. — Там перевели мою книжку "Музей покинутых секретов". В октябре-ноябре выйдет новая — избранная переписка с Юрием Шевелевым. Первое письмо он написало мне в 1992-ом, а последнее — от руки за два месяца до смерти. Писала книгу четыре месяца, отрезала себя от мира. Только раз вышла — под СБУ для участия в акции протеста против задержания директора львовского музея "Тюрьма на Лонцкого" Руслана Забилого. Кажется, СБУ сейчас пишет девятый раздел моего романа с названием "Музей изъятых секретов".
Комментарии