После принятия Закона "О принципах языковой государственной политики" украинский будут изымать из всех сфер жизни, считает ученый и общественный деятель 51-летний Максим Стриха.
— В обществе существовал определенный языковой компромисс, который устраивал большинство граждан, — говорит. — Он заключался в номинальном государственном статусе украинского языка, в обеспечении за ним определенных обязательных сфер употребления, в частности управления и образования. При том, что в большинстве других сфер жизни язык отдавали на откуп желанию конкретных людей и никак не регламентировали. Эту модель поломали.
После подписания языкового закона ситуацией недовольны значительно больше людей. Власть дала основания для общественного конфликта, который теперь будет очень трудно погасить. Он будет тлеть, будет иметь потенциал взрыва, невзирая на всю украинскую толерантность. Власть сделала действительно страшную вещь. Украина становится другой, более угрожающей. Она оказалась в зоне риска. Очевидно, это входило в планы вдохновителей закона.
В чем основные его угрозы?
— С ликвидацией всех без исключения нормативных документов, которые гарантировали употребление украинского хотя бы в каких-то сферах, в ближайшие недели пройдет лавинообразное вымывание украинского языка. Например, до сих пор реклама была преимущественно украиноязычной, потому что действовала статья 6 Закона о рекламе. Но ее отменили. Конечно, наши бизнесмены знают, что "Русский язык лучше коммерциализируется", и полезут писать рекламу на русском. Будет вымыт украинский язык и из телевидения. Все отдали на откуп телекомпаниям. И если раньше руководители Первого национального должны были учитывать, что должно быть 75 процентов украиноязычной квоты, то сейчас они могут вести, скажем, русскоязычные трансляции с Олимпиады, ничего не в нарушая. Украинский язык исчезнет из кинодубляжа. На рынок запустят российский дубляж, который будет обогащать Россию, а многих людей в Украине оставит без работы.
Говорят, украинский укоренился в образовании.
— Он очень минимизирован в образовании на Востоке и Юге. В прошлом году в Одессе отменили статус всех украинских школ. В этом году набор осуществляли сугубо при желании родителей. Пока что они ведут детей в украинские классы — 52 процента против 48. Но в прошлом году украинских классов было две трети. Власть говорит, что каждый может говорить, как ему удобно. То есть знать и употреблять украинский теперь в Украине необязательно. Зачем же вести детей в украинские классы?
С украиноязычным образованием на Востоке и Юге произойдет то же, что произошло с белорусскоязычным, где при батьке Лукашенко оно фактически исчезло. На все города Беларуси сегодня есть 35 школ с белорусским языком обучения, куда ходят менее 2 процентов учеников. В Украине цифры будут не такие поразительные, но процесс пойдет в этом направлении. Это даст основания москвоориентированным политикам говорить, что Украина является частью "русского мира". Дальше заговорят о геостратегической ориентации. Собственно, мы и делаем сейчас выбор между Европой и Россией.
Но на Западе люди как говорили на украинском, так и будут говорить. А на Востоке — на русском.
— Во Львове украинский останется господствующим. Хотя я не буду делать такие же оптимистичные прогнозы относительно Хмельницкого, Винницы, Чернигова. В том же Львове уже нельзя будет посмотреть фильмы в дубляже на украинском. Потому что три украиноязычных области — не так много, чтобы для них делать украиноязычный дубляж. Язык будет лишен некоторых своих функций.
То есть опасность серьезная?
— Закон подлый. Он наносит удары везде и очень продуманно. Минобразования выжмет из закона весь русификационный потенциал. Надеяться, что власть будет держаться в рамках какого-то приличия, не стоит.
Комментарии
12