Предвыборная борьба перешла теперь в борьбу за должность премьер-министра. После изменений в Конституции именно глава правительства будет иметь больше всего непосредственной власти в стране. Однако на практике реализовать эту власть будет очень непросто.
Действительно, отныне президент не сможет снять ни премьера, ни кого-либо из министров. Это право переходит Верховной Раде. Так же и с назначениями — именно премьер подает кандидатуры министров на утверждение парламентом, тогда как раньше назначал и снимал их глава государства. Во время формирования коалиционного правительства Виктор Ющенко будет предлагать лишь кандидатов на должности министра иностранных дел и министра обороны, а также главы СБУ. Но будет утверждать их, опять же, Верховная Рада. Именно парламент становится главной властной институцией страны.
— Нельзя говорить, что теперь премьер-министр будет иметь наибольшую власть в государстве. Это большое преувеличение, — говорит директор политико-правовых программ Центра имени Разумкова Юрий Якименко, 39 лет. — Действительно, статус премьера после выборов повышается, потому что он получает больше независимости от президента. С другой стороны, премьер-министр становится более зависимым от парламента.
Эксперт считает, что правительство не сможет вести самостоятельной политики. А просто становится механизмом, через который парламентская коалиция будет реализовывать собственные программные договоренности.
Все сводится к одному: согласится ли Тимошенко на ограничение самостоятельности
— Новый премьер возглавит коалиционное правительство, — объясняет Юрий Якименко. — Потому он должен будет искать компромиссы с коалицией. Выступать таким себе координатором разных интересов. Если бы правительство было однопартийным, было бы значительно проще. Тогда премьер был бы лидером партии и имел бы большее влияние на фракцию в парламенте. А так будет существовать угроза, что решения премьера могут не понравиться кому-нибудь из членов коалиции.
Сейчас наибольшее стремление к премьерству демонстрирует Юлия Тимошенко. Она человек достаточно авторитарный. Потому "Наша Украина" во время переговоров пытается заранее ограничить самостоятельность Тимошенко в подборе министров. А также четко выписать программные рамки деятельности будущего правительства, за которые лидер БЮТ выйти не смогла бы.
В сущности, сегодня все сводится к одному: согласится ли она на премьерскую должность с ограничением самостоятельности в придачу. Собственно, от этого и зависит судьба переговоров между БЮТ и "Нашей Украиной". Если Тимошенко не переборет собственных амбиций относительно максимальной власти, то "нашеукраинцы" будут договариваться с Партией регионов. Последняя, невзирая на публичные требования премьерства для Януковича, относительно этого вопроса значительно более покладистая.
— Лидеру БЮТ в этой ситуации нужно найти баланс, — говорит Юрий Якименко. — Существуют два варианта. Первый — согласиться на ограничение полномочий премьера. Второй — отстаивать неограниченность полномочий, при этом рискуя вообще не получить должности.
А эксперт Лаборатории законодательных инициатив Денис Ковриженко, 24 года, считает, что во время переговоров о создании коалиции Тимошенко будет ставить вопрос относительно утверждения программы правительства.
— На протяжении года после этого правительству не может быть выражен вотум недоверия, — напоминает эксперт. — Тимошенко это прекрасно понимает. Потому и будет требовать утверждения программы правительства, чтобы на протяжении следующего года спокойно реализовывать собственный политический курс.
Однако опасностью для будущего правительства является не столько вотум недоверия, сколько распад парламентского большинства. В первую очередьиз-за этого оранжевой коалиции пророчат недолгий век даже в случае ее создания. Сегодня трудно представить согласованную бесконфликтную работу тех, кто политически уничтожал друг друга на протяжении последнего полугодия. И это также значительно приуменьшает вес премьерской должности.
Гораздо меньше говорят сейчас о будущей роли председателя Верховной Рады. А ведь он будет руководить органом, который имеет теперь власти больше, чем президент или Кабмин. Владимир Литвин очень хорошо продемонстрировал возможности искусного дирижирования ходом работы парламента в собственных политических интересах. Вполне вероятно, искушение этого будет возникать и у следующих спикеров. Особенно если председатель Верховной Рады и премьер будут представителями не слишком дружеских частей коалиции. Например, Роман Бессмертный при премьерстве Юлии Тимошенко.
Роль спикера возрастет, если возникнут проблемы внутри коалиции
— Спикер существенно будет влиять на работу парламента, — говорит Денис Ковриженко. — Он будет формировать повестку дня Верховной Рады и сможет тормозить отдельные действия премьер-министра. Если, скажем, в должности спикера окажется кто-то из "Нашей Украины", а премьером станет Юлия Тимошенко, то председатель Верховной Рады может играть роль такого себе сдерживающего фактора.
Но Юрий Якименко, напротив, считает, что в обычных условиях должность председателя Верховной Рады не будет решающей:
— Если сформированная коалиция будет работать нормально, то роль спикера сведется к тому, чтобы вовремя поставить на голосование нужный закон. Роль спикера возрастет, лишь когда возникнут проблемы внутри коалиции и нужно будет привлекать парламентское меньшинство.
В конечном итоге в минусе после изменений в Конституции остается президент. Он практически будет лишен возможности влиять на кадровую политику правительства, а следовательно и на его деятельность. Единственный сегодняшний козырь Виктора Ющенко — именно он должен внести кандидатуру премьера на рассмотрение Верховной Рады. А также право распустить парламент в случае его несостоятельности сформировать новую коалицию.
Этот аргумент президента является весомым уже сейчас и может сделать партнеров пропрезидентской "Нашей Украины" сговорчивее во время формирования коалиции. В том числе и в вопросе относительно кандидатуры премьера. В принципе, угроза роспуска парламента может быть козырем "Нашей Украины" и потом, уже во время работы новой Верховной Рады. Потому что при послевыборной расстановке сил в парламенте ни одна из коалиций невозможна без пропрезидентской фракции. Поэтому согласованный с президентом выход "нашеукраинцев" из коалиции — скажем, в случае слабой контролируемости Юлии Тимошенко — угрожает роспуском Рады. А потому "Наша Украина" будет подталкивать к уступкам или тот? же БЮТ, или своих последующих коалиционных партнеров.
Относительно дня сегодняшнего, Юрий Якименко уверен, что коалицию в Совете создадут в определенный Конституцией срок. Если же первая попытка окажется неудачной и коалиция со временем распадется, то может быть создана другая. Но роспуска Верховной Рады все равно не будет.
Комментарии