4-летняя Вика Рафалович больна лимфобластным лейкозом. В детском возрасте рак крови излечим у 70 процентов пациентов. Однако во время переливания ребенка заразили гепатитом.
— Дочь проходила интенсивную химиотерапию в отделении детской гематологии Охматдета, — говорит 33-летняя Светлана Рафалович. — Ей десять дней переливали кровь приблизительно от двадцати пяти лиц.
Были среди них и знакомые, и просто доноры Киевского центра крови. Гепатит С у Вики обнаружили через два месяца после переливания. Это стало большой проблемой: на лечение детских онкозаболеваний государство средства выделяет, а вот бороться с побочными болезнями людям часто приходится за собственные деньги.
Теперь девочка не может пройти необходимую химиотерапию — печень не выдержит. Для борьбы с гепатитом ей нужны лекарства стоимостью 63 тыс. грн. Полгода мама Вики выбивала эти деньги в Главном управлении здравоохранения и медицинского обеспечения Киева. В конечном итоге пришла под стены Киевской городской государственной администрации с плакатом. Написала, что продаст свои внутренние органы. После этого деньги все-таки дали.
Кровь по договоренности обходится в 130–140 гривен
Главный детский гематолог Министерства здравоохранения Светлана Донская, 50 лет, утверждает, что в отделении гематологии Охматдета переливают только проверенную кровь.
— Однако даже в развитых странах, где существуют банки донорской крови, риск заражения составляет четыре процента. У нас же препаратов крови не хватает. Поэтому в отделении есть своя база данных проверенных доноров, — объясняет гематолог.
По словам главного врача Киевского центра крови Людмилы Заневской, 53 года, за чистотой крови в центре строго следят. Каждый потенциальный донор сдает анализы и обязательно обследуется у врача. В лаборатории кровь исследуют на ВИЧ-инфекцию, гепатиты, сифилис и тому подобное. У новичка берут пробу и замораживают ее на три месяца. Именно столько длится инкубационный период большинства инфекций. Потом проверяют кровь еще раз.
И все-таки риск существует. Светлана Донская говорит, что у нас этот процент выше, чем за рубежом.
Однако насколько — неизвестно. Причина, в первую очередь, в устаревшем способе исследования донорской крови. За рубежом для этого используют молекулярно-биологический метод. В Украине оборудования для этого нет. Если нужно сделать такое исследование, образцы крови отправляют в Москву.
Другая проблема — донорской крови в настоящее время не хватает. Киевлянам, которые лечатся в отделении детской гематологии Охматдета, столичный центр крови предоставляет препараты бесплатно. Если они, конечно, есть. Пациенты из других городов платят сами по договорным ценам. Одна сдача крови по договоренности обходится родителям в 130–140 гривен.
— Любителей сдавать ее становится все меньше, — отмечает Людмила Заневская. — За литр платят 40 гривен. В действительности же за раз донор может заработать не больше двадцати. А также талон на питание — это еще 13 гривен.
Если сравнивать с началом 1990-х годов, то сегодня в Украине сдает кровь вдвое меньше людей. Чтобы поддерживать государственный стратегический запас банка крови, ежегодно необходимо свыше двух миллионов кровоздач. Потребность Украины в донорской крови 12–15 милилитров на одного гражданина. Мы же, говорят специалисты, едва дотягиваем до восьми.














Комментарии
2