Ексклюзивы
четверг, 04 сентября 2008 20:18

"Вузы выдают дипломы, но не готовят к рынку и жизни"

  Владимир Никитин: ”Ситуация в образовании способствует созданию впечатления, что все покупается”
Владимир Никитин: ”Ситуация в образовании способствует созданию впечатления, что все покупается”

Директор Международного центра перспективных исследований Владимир Никитин, 62 года, считает, что разрешения на последипломную деятельность выпускнику должны были бы предоставлять профессиональные объединения.

Украина стремится в Европу. Что это значит для украинского образования?

— Там нет единой системы образования. Но если мы хотим идти в Европу, то должны в первую очередь понимать, как там работает общественный механизм и рынок труда, чтобы наши дети могли спокойно жить в любой стране ЕС или создавать Европу в Украине. Мы не приблизимся к европейскому образованию, если скопируем их учебные планы. Следует внедрять в первую очередь  стандарты жизни. Потом должны подумать, в чем наши преимущества и в чем можем себя проявить. Украина в свое время была мощным центром подготовки студентов для стран  Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Это давало большие средства для бюджета. А также улучшало систему образования: научиться можно тогда, когда учишь другого. Если бы наше образование восстановило эту функцию, то значительно приблизилось бы к Европе.

Не много ли в Украине вузов?

— Базовое образование важно потому, что оно формирует граждан. А высшее должно готовить тех, кто будет двигать общество. Оно определяет для успеха страны.

Но массовое высшее образование — это нонсенс. У нас есть культ диплома, особенно государственного. Значительное количество вузов выдают молодым людям дипломы, но не готовят их ни к рынку, ни к жизни. В одном из украинских городов я видел объявление о том, что фирме нужен юрист, но отмечалось, чтобы выпускники местного вуза не беспокоили. Парадокс: в стране целая армия выпускников с дипломами, а на рынке труда дефицит специалистов. Хорошего юриста или инженера найти тяжело.

Насколько угрожающа для высшего образования его коррумпированность?

— Легализация взяток в вузах возмущает. Сложилась четкая система оплаты за каждый зачет и экзамен. Ситуация в образовании способствует созданию представления, что все покупается. На Западе тоже много чего покупают, но все же существуют сдерживающие механизмы, критерии поведения, институты наблюдения и наказаний.

Плохо, что у нас нет влияния профессионального содружества на систему образования. Мировая практика такова: диплом выдает высшее учебное заведение, а лицензии и разрешения на деятельность — профессиональные объединения, выдвигающие свои требования.

Массовое высшее образование — это нонсенс

Качественное ли в Украине частное образование?

— Но у нас его нет. Есть только частные формы заведений. У них приблизительно такие же программы, как и государственные, потому что это требование для получения аккредитации и выдачи дипломов. Но нет такой системы частного образования, которое давало бы возможность студенту учиться по индивидуальным программам. На Западе это есть. Особенно если студент второго-третьего курса уже пристроен к работодателю. Даже в России так делают. Их олигархи с разрешения государства создают свои учебные заведения под новейшие программы. Потому что уже столкнулись с тем, что система управления страной и корпорациями не обеспечена кадрами, вузы их не готовят.

В настоящее время достаточно много школ становятся специализированными или гимназиями. Может ли обычная школа дать хорошие знания?

— Нормальные знания может дать любая школа, независимо от названия. Но если там есть люди, понимающие свое предназначение.

Большая ли разница в качестве образования сельской школы и городской?

— Сельская жизнь устроена принципиально иначе, чем городская. Она держится на традициях и семейных отношениях. Городская — на твердых правилах и законах. Поэтому к жизни в городе можно подготовить только в городской школе. Хотя и в сельской может вырасти интеллектуал. Но попав в город, он не сможет сразу стать лидером и успешно реализоваться.

Стоит ли с первого класса заставлять детей изучать иностранные языки?

— Языки нужно осваивать с детства. Акцент на украинский идеологически правильный, но экономически важно изучать английский и другие. Потому что в нынешнем мире глобализации без этого нельзя нормально работать. Требование дня — многоязыковое и многокультурное воспитание. Этого наша школа пока не дает.

Что лучше делать детям в свободное от учебы время — отдыхать или дополнительно учиться?

— В настоящее время отдыхать вообще не получается. Жизнь должна быть заполнена, а детский досуг — организован, насыщен и полезен, который бы развивал.

В английских частных школах было два ведущих предмета — греческий язык и футбол

Когда-то в английских частных школах было два ведущих предмета — греческий язык и футбол. Считали, что греческий воспитывает формальное мышление и терпение, а футбол — лидерские качества и выносливость. Эти четыре качества — важнейшие для воспитания будущих лидеров.

Престижны ли образованность и интеллектуальная деятельность?

— Средства массовой информации подняли только престиж работы в сфере шоу-бизнеса — ви зажисто в, продюсеров, артистов, певцов. Все это воспроизводится через "Фабрики звезд",  гламурные тусовки, фестивали и тому подобное. Создается впечатление, что это дает легкие деньги. Но в действительности рядом существует другой мир, где делают большие программы и проекты. В системах принятия решений, бизнесе, международных отношениях нужные образованные люди, и там проходит жесткий отбор.

Сейчас вы читаете новость «"Вузы выдают дипломы, но не готовят к рынку и жизни"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи