Наступила третья весна после революции. Первая была оптимистично европейской: назывались даже приблизительные даты, когда Украина сможет стать членом Европейского Союза и НАТО.
Вторая весна прошла в ожидании: как международное сообщество оценит первые после революции парламентские выборы. Она принесла избирательную лихорадку и ничего больше.
Наконец, третья весна убедила в нескольких вещах. Что ЕС не желает воспринимать Украину своим потенциальным членом. Что Украина утратила шанс в ближайшие годы вступить в НАТО и тем самым удержаться в таком желаемом для части ее руководства е вроатлантическом цивилизационном пространстве. Наконец, что Жак Ширак уже никогда не побывает в нашей стране как действующий президент Франции. По той причине, что во Франции — всеобщие выборы. Почему-то Украине никак не удается наладить отношения с этой страной, может, наиболее скептически настроенной в отношении ее "европейской перспективы".
Украину не стоит принимать в НАТО, чтобы не раздражать Россию
Третья весна после революции доказала, что Украина утратила темп для внутренних преобразований и, возможно, надолго утратила качество во внешних делах. Именно поэтому несколько странно выглядело заявление заместителя главы Секретариата президента Александра Чалого о прорыве, который произошел с визитом президента Ющенко в Брюссель в Международный женский день. Весьма вероятно, что Чалый знает, о чем говорит. И президент во время разговора с "евробюрократами" добился за день того, чего не мог добиться годами. Особенно на фоне того, как канцлер ФРГ Ангела Меркель прямо заявила премьер-министру Януковичу, что у Украины нет никаких шансов даже думать о перспективах своего возможного когда-то вступления в Евросоюз. Одновременно ее предшественник Шредер сказал, что Украину не стоит принимать в НАТО, чтобы не раздражать Россию. Все возвращается к ситуации середины 90-х?
Ни в первую, ни во вторую весну "новой власти" эта самая новая власть не проявила достаточно воли и не преодолела собственные внутренние барьеры, которые, наверное, и помешали ей спровоцировать дискуссию в Европе вокруг "украинского вопроса". Украина перестала быть "модной" страной — мода очень быстро проходит, даже на революции.
Теперь у нас модно говорить об "интеграции без членства" — именно таким, насколько известно, было содержание неформальных разговоров президента Ющенко в Брюсселе. И вроде бы он получил позитивный ответ. Но вся проблема в том, что сначала в Украине ничего не делалось для желаемого для себя результата под разговоры о "дорожных картах" и "планах действий". И сейчас существует огромный риск того, что ни правительство, ни президентская рать не приблизятся к результату, поскольку будут заняты междоусобной борьбой. Фоном для этой войны на самоуничтожение будут звучать заявления о полном консенсусе вокруг "европейской идеи" — ими уже отметились обе стороны. Каждая из них зачем-то пыталась вынести наружу внутренний украинский конфликт, который также не добавляет шансов на качественный прорыв. Понятным в третью весну после революции остается только то, что Украина нуждается в прорыве. Прежде всего - собственном.
Комментарии
1