Заместитель председателя российского Народно-демократического союза Ирина Хакамада, 51 год, розчарована возвращением к власти в Украине Виктора Януковича и говорит, что в России люди больше доверяют Путину, чем демократам.
Почему убили российскую журналистку Анну Политковску?
— Это заказное политическое убийство. Но корень его может и не идти непосредственно из Кремля. Я не верю, что это был прямой заказ из разряда "власть убивает радикальных журналистов". Потому что самой власти всего этого не нужно. Путину невыгодно оправдываться сейчас перед всеми за то, что в его стране убили честного человека с демократическими взглядами, настоящего борца. Отдельных романтичных борцов власть у нас не убивает. Они в действительности не являются для правящего режима реальной угрозой.
То кому же это было нужно?
— Когда власть ведет себя так, как в России, то преступность, в частности и политическая, считает себя безнаказанным. Все куплено. Вот и подумали: прихлопнемо Политковску, копать же сильно никто не будет. Действительно, ни одного заказного убийства журналистов в России так и не было раскрыто.
То есть путінська власть опосредствовано поощряет подобные убийства?
— Власть делает произвол. И атмосфера эта провоцирует не только убийства журналистов, но и стремительное развитие в России национальной нетерпимости. Она загорается, когда власть начинает корчить из себя циничного патриота. Вот и имеем теперь "настоящих патриотов" — фашистов, которые убивают иностранцев за другой цвет кожи или другой язык. В России сейчас полно радикалов и откровенные отморозки. Не исключено, что это они добрались к Политковской.
Дело Политковской раскроют?
— Ничего раскрыто не будет. Настоящего заказчика не найдут. Убийц, как в случае со Старовойтовой или Гонгадзе, может и отыщут, но дальше исполнителей дело не пойдет.
Это убийство может стать для России чем-то подобным делу Гонгадзе в Украине?
— Политические убийства уже давно никого в России не шокируют и не объединяют. Люди стали жестче, уже к такому привыкли. " Гонгадзе-2" в России не выйдет. Украинский народ волелюбніший, более европейский. И нужно прекратить приравнивать россиян к украинцам. Власть в России и Украине действительно чем-то похожая, но народы — нет.
Никто до сих пор не знает, кого изберет своим преемником Путин
В Украине к власти вернулись те, против кого вспыхнула 2004-го оранжевая революция. Российских демократов это разочаровывает?
— Очень. Были большие надежды, что Украина начнет быстро двигаться вперед и Россия и другие страны СНГ будут брать из нее пример. И как можно было потерять такую возможность? Вместо того, чтобы вместе работать над реформами, начались конфликты, деление должностей. Ваши демократы повторили главную ошибку наших — не объединились, а начали искать врагов между себя. Кроме того, нужно было сразу же после революции не трогать Януковича и приближенного к нему бизнеса. Не перераспределять опять собственность. А искать понимания с теми, кто проиграл, консолидировать нацию.
Как будут развиваться украинско-российские отношения в условиях прозападного президента и просхідного премьера?
— Думаю, Ющенко и в дальнейшем будет двигаться прозападным курсом. Конечно, Москва будет пытаться перетянуть на свою сторону Януковича. Хотя он уже не тот, который был раньше. Не будет идти на солидные уступки Кремлю, а вести собственную, самостоятельную игру. Мне кажется, что Россия все меньше внимания будет обращать на внешнюю политику и на Украину — у нее хватает сейчас внутренних проблем. Все будет направлено на будущие выборы президента. Никто же до сих пор не знает, кого именно изберет своим преемником Путин. Скорее всего, это станет известно в последний момент. И это еще больше накручивает ситуацию внутри страны.
Что будет характерным для предвыборной России?
— И в дальнейшем будет нарастать борьба между плохим и ужасным. А хорошо и светлое никаких шансов на победу в России не имеет. Его закатили в асфальт. У наших демократов пока еще недостает сил, чтобы объединиться и бороться. У вас была бархатная революция, а у нас происходит бархатная реставрация авторитарного режима с рыночной экономикой. Это еще не тоталитарный режим — здесь позволяют что-то чирикать. Есть слабая видимость многопартийной системы и демократических выборов. Это не Советский Союз в чистом виде и не Китай — это власть, которая построена на нефти и спецслужбах.
Какие же перспективы у российской оппозиции?
— Перспективы есть, но если все будут бороться вместе. Каспаров, Касьянов, Явлинский, Рижков, Хакамада, правозащитники... Не разводить болтовни о том, как плохо живется и кто куда идет, а работать. Учитывая нынешнюю ситуацию, результат придет не скоро. В ближайшее время никаких успехов в оппозиции не будет. Мы должны быть готовыми повести за собой народ, а для этого нужно начать исправлять собственные ошибки, работать с простыми людьми. Их сейчас невозможно разбудить, большинство разочаровались в демократах через их прошлые изъяны. Больше верят Путину.
Что вы думаете о российско-грузинском конфликте?
— Здесь виноваты обе стороны. Саакашвили нужно было консолидировать грузинских избирателей перед местными президентскими выборами. И сейчас он работает точь-в-точь в стиле Владимира Путина — слепил внешнего врага. Российских офицеров арестовали, унижали, при этом прекрасно понимая: если угрожать российскому медведю, он обязательно станет на дыбы.
И теперь Саакашвили говорит: видите, какая страшная Россия! Народ объединяется и поддержка на следующих выборах грузинскому президенту гарантированная. Ему наплевать, что от этого страдают простые грузины, которых начинают преследовать в России. Российские силовики же думают, что при нынешней системе им все разрешено. Начинаются рейды нарядов милиции по школам, где учатся грузинские дети, унижения грузинов. У этих же солдафонов интеллект не работал никогда. А Путин на местах ситуацию не контролирует.
Комментарии