Директор Украинского центра оценивания качества образования 53-летний Игорь Ликарчук говорит, что с 2009 года тестирование полностью заменит вступительные экзамены в вузы и выпускные — в школах.
Сколько учеников в этом году участвовали в тестировании?
— Почти 116 тысяч со всей страны. В Киеве, Харьковской и Львовской областях тестировались по украинскому языку и математике или истории почти 98 процентов выпускников школ. В целом по Украине тесты писали 26 процентов школьников.
В Харьковской области мы испытали тесты по трем предметам, которые на внешнее независимое оценивание ранее не выносились, — химии, физике и биологии. То есть ученик, получивший сертификат тестирования по этим предметам, так же может подать его для зачета в качестве государственного экзамена по определенной дисциплине в школе или при поступлении в высшее учебное заведение. Количество баллов, набранных на тестировании, будет вынесено на конкурс. Но это по желанию самого ученика.
В следующем году планируете сделать тестирование общеукраинским?
— Да. Мы предлагаем для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений — школ, гимназий, лицеев и профтехучилищ — сделать обязательными два теста: украинский язык и математику. А государственную итоговую аттестацию, то есть экзамены по этим предметам, не проводить вообще. По пяти-шести дисциплинам предложим вступительные экзамены в вузы в форме тестирования. Речь идет о математике, но более высокого уровня, истории, химии, физике, биологии и, возможно, одном из иностранных языков. Наши предложения должны быть рассмотрены Минобразования до конца июня.
Кто будет готовить эти тесты?
— Система их подготовки очень сложна. Это делает не один человек. У нас есть банк тестовых заданий, наполнявшийся несколько лет. Все тесты проходят апробацию и сертифицируются. В тестологии известно около сорока тестовых форм. Мы пока что используем восемь.
Почему именно тесты избраны как перспективная форма оценивания качества образования?
— Тому есть несколько причин. Во-первых, тесты можно обрабатывать при помощи компьютеров. В этом году их обработали 236 тысяч. Если бы это делали педагоги, сколько было бы субъективизма? Во-вторых, тесты дают возможность проверить большой массив знаний. Например, по истории было 65 вопросов, охватывавших события с самых давних времен до настоящего нашей страны и всемирной истории. В-третьих, можно выставить объективную оценку, поскольку их проводят в условиях полной конфиденциальности. Фамилия ученика исчезает тогда, когда он выражает желание тестироваться — получает специальный код. А затем каждый участник получает сертификат в конверте на собственное имя.
Было ли давление со стороны учеников или родителей, которые хотели узнать о содержании тестов накануне тестирования?
— Со стороны учеников — нет. Они лишь требовали скорее их проверить. А со стороны родителей — да, некоторые пытались узнать о содержании заданий. Но наша система конфиденциальности помешала это сделать. Содержание тестов к началу тестирования в Украине знали лишь три человека — сотрудники нашего центра. Даже министру образования они были неизвестны.
Предлагали ли вам взятки за получение этой информации?
— Мы на такие предложения не реагировали. Правда, ходили слухи, что содержание тестов известно. За месяц до дня тестирования мы бросили в Интернет большое количество тестовых заданий. Для того чтобы дети тренировались. Знаю, что накануне написания тестов во многих киевских школах продавали якобы ответы на вопросы — от 200 до 400 гривен за экземпляр. А на следующий день тех, кто их приобрел, ожидало разочарование: тестовые тетради содержали другие задания.
Какие были плюсы и минусы нынешнего тестирования?
— Большим плюсом является то, что тесты не стали "достоянием общества" преждевременно. Еще один позитив — тестирование не было сорвано ни по одному из пунктов. Все 116 тысяч написали тесты и получили сертификаты. Никого не забыли, не перепутали, и всех идентифицировали. Я гарантирую объективность проверки и оценки тестов.
Кстати, по сравнению с прошлым годом результаты тестов очень приличны. Так, по украинскому языку 47 процентов учеников показали уровень знаний выше среднего, а 10 процентов — высокий.
А на какой уровень знаний были ориентированы тесты?
— В целом — выше среднего.
Все вузы Украины будут принимать ваши сертификаты как зачетную оценку по экзамену?
— Да. Вузы должны обязательно принимать результаты внешнего оценивания, независимо от формы собственности учебного заведения. Если возникают отказы или какие-то недоразумения, это решает Минобразования. Там создан специальный штаб, действует горячая телефонная линия по киевскому номеру 486 13 16.
Ответы на вопросы продавали за 200–400 гривен
Отмечу, что полученные в прошлом году сертификаты сейчас уже недействительны. Довступительное тестирование нужно проходить ежегодно.
Те, кто не поступил в вуз в прошлом году, имели право сдавать тесты в этом году?
— Да. Но для этого нужно было зарегистрироваться в местных органах управления образования еще в октябре прошлого года. Те, кто это сделал — тестировались. Для таких людей в сентябре наш центр оценивания через средства массовой информации объявит об условиях тестирования на следующий год.
Какие перспективы у тестирования?
— В 2009-м планируем полностью взять на себя государственную итоговую аттестацию в школах и вступительную кампанию в вузах. Определенные сомнения вызывает только тест по иностранному языку. Сейчас работаем с международными организациями. Ставим высокую планку — чтобы сертификат по иностранному языку признавали в других странах.
Наши планы зависят от финансирования. В этом году рассчитывали получить из бюджета 90 миллионов гривен, а получили половину. Мы зависимы и от политической ситуации. Но, думаю, что общество уже не откажется от такой формы оценивания качества знаний. Потому что именно она ставит преграды коррупции в высшем и средней образовании.
Комментарии