Помаранчевой революцией украинцы подтвердили свою европейскость. Но все равно ее не хватает. По-прежнему, поведение и общение между собой на всех уровнях общественной жизни сохраняют налет "совковости".
Географически наша европейскость сомнений не вызывает. Проблема — в культуре и психологии. Черты настоящего европейца присущи далеко не каждому украинскому политику. Что уже говорить о рядовых гражданах.
— Европеец — это тип личности, — говорит Виктор Рыбаченко, 55 лет, вице-президент Ассоциации политических психологов Украины. — Немец не похож на француза, француз — на итальянца. Но имеются вещи, которые объединяют всех. Настоящий житель Европы — спокойный, сытый человек, привыкший к комфорту. Иногда он также злится. Но у негонет социальной озлобленности. Европеец — человек не революции, а эволюции. Он может выйти на демонстрацию за повышение зарплаты или снижение цен, но такие протесты спокойны. Люди выходят хорошо одеты, улыбающиеся, с детьми. Что-то вроде нашего Первого мая. Когда же протестуют украинцы, у них разгневанные лица и пылающие глаза.
В правительстве едва найдешь двух-трех министров, владеютщих английскими
По мнению Рыбаченко, существуют два аспекта определения европейскости: бытовой и человеческий. Первый — это внимание к нуждам потребителя. Например, полноправными членами общества чувствуют себя в Европе люди на инвалидных колясках. В супермаркетах, библиотеках, общественном транспорте, на пешеходных переходах для них созданы дополнительные удобства. Вдоль дороги всегда найдешь телефонные автоматы и туалеты.
На украинских дорогах мест для особых нужд найти практически невозможно. В некоторых гастрономах висит табличка "Только для персонала". Если не свой — твои проблемы. Да что там в гастрономах! В больницах на двери туалета для больных бывает специальный код. Чтобы зайти, необходимо разрешение санитарки: "чтобы бомжи не ходили".
Второй аспект — человеческий. С ним еще сложнее.
— У нас имеются хохлы, малороссы и украинцы, — классифицирует Виктор Рыбаченко. — Хохлы — это лакеи. Не обижаются, когда их унижают. Им неизвестно чувство самоуважения. Малороссы могут достичь успеха в жизни, высокого социального статуса, однако им не свойственно чувство национальной идентичности. А украинцы имеют это чувство, они гордятся возможностью заявить об Украине миру. Именно они уже сегодня могут считаться европейцами.
Часто те, кто официально уполномочен представлять Украину в мире, не владеют элементарной европейской политической культурой и правилами делового этикета.
Бывшего министра Кузьмука на переговорах воспринимали как человека с другой планеты
— Еще во времена предыдущей власти наши чиновники тянули за собой шлейф плохой репутации, — делится впечатлениями от заграничных командировок Александр Сушко, 32 года, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины. — Украинские высокопоставленные должностные лица "отрывались" за границей хуже африканцев. Демонстративно пьянствовали, везде оставляли мусор. Не знали, как вести себя на светском приеме. Поэтому обычно общались только в кругу советских коллег.
С Александром Сушко соглашается и Виктор Рыбаченко. Например, он считает отнюдь не похожим на европейское поведение украинских депутатов.
— Где вы такое видели, чтобы депутаты во время сессии парламента выходили, ругались по мобильному, дрались в кулуарах и в зале? — удивляется политический психолог. — Нашим избранникам явно не хватает воспитанности и политической культуры.
Александр Сушко считает, что на высшем уровне украинской власти до сих пор существует коммуникационный барьер с Европой. Речь идет о знании европейских языков.
— В правительстве едва найдешь двух-трех министров, владеющих английским. Такого нет ни в одной нормальной европейской стране, — говорит он. — На Западе все лидеры отвечают имиджу настоящего европейского руководителя. Наши же часто не дотягивают. Например, бывшего министра Кузьмука на переговорах воспринимали как человека с другой планеты. Но радует, что уже появляются чиновники, к которым европейцы относятся как к равным. Это — нынешний и предыдущий министры экономики Арсений Яценюк и Сергей Терьохин, министр обороны Анатолий Гриценко, глава внешнеполитического ведомства Борис Тарасюк.
Жлоб — и в "Мерседесе" останется жлобом
Одной из основных причин недостаточной европейскости рядовых украинцев является отсутствие самоуважения. Наш народ часто сам смиряется с неравенством и позволяет себя унижать. Молчим, когда в квартире выключают холодную и горячую воду. Когда первый класс в экспрессе оказывается хуже второго. Благодарим проводника за то, что довез, когда всю дорогу ехали без света и тепла.
— Украинцы имеют вживлять в себя европейскость еще с молоком матери, — утверждает народный депутат, первый заместитель председателя комитета по вопросам европейской интеграции Олег Зарубинский, 42 года. — Надо немедленно избавляться от ощущение неполноценности, выжать из себя раба и просителя.
Существует и вторая сторона медали. Мы позволяем себя обижать, но и нам не хватает европейской вежливости и корректности по отношению к другим. Возможно, идеальным вариантом для украинцев является сочетание европейской корректности и славянской теплоты и душевности. А в целом, можно построить европейские туалеты, телефонные будки и кондиционеры в автомобилях. Но, по мнению Виктора Рыбаченко, жлоб — и в "Мерседесе" останется жлобом.
Географически
и исторически мы — европейцы
Украина больше всего кажется нам европейским государством в географическом и
историческом плане. По данным Центра Разумкова, так считают 84,9% и 60,6%
украинцев соответственно. Менее всего граждан чувствуют европейскость в
социальной и экономической сфере — 14, 5% и 12, 2%. Относительно политики
украинское государство кажется европейским только 32, 2% ее граждан, культуры —
38, 2%. К жителям стран Европейского союза украинцы большей частью относятся с
уважением (51,2%), симпатией (42,6%) и завистью (13,9%). А 19,2% наших
соотечественников чувствуют к западным европейцам полное безразличие.
Комментарии