60-летний генерал-майор СБУ Валерий Кравченко, который в 2004-ом рассказал об указаниях следить в Германии за Виктором Ющенко, теперь обижается на президента и хвалит Александра Турчинова.
Президент Виктор Ющенко благодарил вас за поступок?
— Благодарил, и неоднократно. Однако только до революции. После — нет, был очень занят. Я ему звонил. Александр Третьяков не разрешил с ним связаться.
Вы рассчитывали не на простую благодарность, а на какую-то должность?
— Рассчитывал. Ведь сам президент обещал восстановить на рабочих местах всех, кто пострадал при Кучме. Но на то он и президент. Сегодня дал слово, завтра забрал.
Вы утверждали, что получали указания следить за Ющенко во время его пребывания в Германии. Но не входило ли это в ваши обязанности как офицера безопасности посольства?
— Именно такую версию и изложила тогда пресс-служба СБУ. Мол, никаких указаний сверху следить за украинской оппозицией, в частности за Виктором Ющенко, не было. Это сугубо украинский вариант — все довольны. "И волки ситы, и овцы целы".
Однако офицеры безопасности из других украинских посольств о подобных указаниях не вспоминали...
— Другие офицеры не молчали. Они активно заговорили, когда меня уже арестовали. Но сказанного ими не хватило, чтобы меня посадить в тюрьму. По-видимому, офицеры из других посольств не разглашали информацию относительно указаний о слежке, потому что любили Леонида Кучму больше, чем я.
Что входит в обязанности офицера безопасности посольства?
— Их очень много. Понятно, гарантирование безопасности наших дипломатов. Также, например, налаживание контактов с представителями разведки других стран.
Используется ли СБУ с политической целью сейчас?
— Я не знаю, привлекает ли нынешняя власть Службу безопасности к действиям против своих политических оппонентов. Сегодня сложно определить, кто кому друг, а кто — враг. Взять, например, "Нашу Украину". Кто ей друг — Юля или Партия регионов? И кто враг? Как по мне, "Наша Украина" сама себе враг. А другим — "и не друг, и не враг, а так"... Во время парламентских выборов столько грязи было вылито, что теперь разобраться во всем могут разве что политологи.
После "оранжевой" революции Служба безопасности очень изменилась?
— Как и все, СБУ может изменяться как внешне, так и внутри. Изнутри эту систему хотел изменить Александр Турчинов. Но не успел. Внешне систему безопасности способен изменить президент. Для этого ему нужно вникнуть в деятельность спецслужбы, понять ее возможности, сферу применения. Понять, какие задания на пользу государству можно перед ней поставить. Не уверен, что сейчас такое понимание существует. Поэтому любые изменения в Украине часто заканчиваются просто изменением руководства. А это на пользу никогда не шло. Новый руководитель СБУ вполне устраивает президента. Он не высовывается, не "копает" под окружение.
Третьяков не разрешил связаться с президентом
Впрочем, после революции все, в частности и СБУ, стали с большим уважением относиться к закону. Такого произвола, который был при Кравчуке или Кучме, уже нет. Власть Кучмы использовала СБУ против оппозиции по полной программе.
СБУ нужно реформировать?
— Можно только совершенствовать работу. Когда каждый новый руководитель начинает реформировать службу, становится только хуже. Потому что тогда оперативный состав отдыхает, ждет окончания реформы, теряет квалификацию. Часто после реформ происходит замена самого руководителя службы. После чего — опять реформа.
Спецслужба — учреждение консервативное. Изменений она не любит. Опыт приобретает постепенно, передает его из поколения в поколение. Попытка сразу путем реформ решить все проблемы — это трата усилий и времени.
Назначение Турчинова председателем СБУ было правильным?
— Обычно приход в Службу безопасности людей со стороны воспринимался оперативным составом очень плохо. Потому что это приблизительно так, если бы на должность министра здравоохранения пришел строитель. Хотя он хорошо строит больницы и клиники.
Деятельность спецслужбы вообще имеет свою специфику. Человек должен получить специальное высшее образование, пройти практику, все степени оперативной деятельности. И только после того возглавить соответствующее подразделение. Потому что тогда уже за плечами опыт и результаты работы.
Так гласит правило. Но Александр Турчинов является приятным исключением из этого правила. При нем в СБУ наконец-то начала доминировать здоровая атмосфера. К сожалению, ненадолго.
Нынешнего руководителя СБУ Игоря Дрижчаного вы обвинили чуть ли не в планировании вашего физического устранения...
— В октябре 2004 года, сразу после моего ареста, Игорь Дрижчаный назвал меня дезертиром. Не дождавшись ни окончания следствия, ни, тем более, суда. Следствие же ничего противозаконного в моих действиях не нашло. Дело закрыли. Дрижчаный передо мной так и не извинился. Для офицера такого высокого ранга, как глава СБУ, понятия "слово офицера", "честь", "достоинство" должны что-то означать.
Относительно физического устранения, то впервые об этом я сообщил "Украинской правде". Дрижчаный никак не отреагировал. Хотя на такие случаи у него есть пресс-служба, которая может заявить что-то об "абсурде" или "абсолютном абсурде".














Комментарии