Ежегодно полсотни киевских детей в первый раз становятся на учет в онкоцентре. В целом в столице 360 онкобольных в возрасте от рождения до 18 лет. На первом месте среди заболеваний — онкогематология: лейкозы, лейфомы. На втором — онкологические заболевания головного мозга. И дальше идут заболевания костной системы.
— Показатели онкологической заболеваемости у детей по стране и по Киеву стабильные, — говорит 43-летняя Ольга Матюшок, заведующий детским отделением Киевской городской онкобольницы. — Своевременное выявление рака у ребенка зависит от бдительности врача-педиатра. В этом году к нам поступил 16-летний подросток с четвертой стадией рака. Лечение начали месяц тому назад, а болеет он с весны. Врач тогда не смог четко определить причины болезни и не отправил пациента на консультацию к онкологу. Симптомы онкологических болезней маскируются. Боль в животе, увеличенные лимфоузлы — эти проявления характерны для многих болезней.
Почему у ребенка развивается злокачественная опухоль?
— Ни один профессор в мире не скажет, почему конкретный ребенок заболел. В моей практике было несколько пациентов, у которых были брат или сестра близнец. Они были рождены одной мамой, жили в одной семье, воспитывались в одной среде, ели ту же еду. У одного обнаружили онкоболезнь, а другой — здоровый. Большинство родителей отказываются верить, что это могло произойти с их ребенком. Идут консультироваться с другими медиками и возвращаются, приняв диагноз. Курс лечения длится иногда до года. Конечно, больничные стены влияют на психологическое состояние обоих. Чтобы пациенты чувствовали себя как дома, мы пытаемся создать атмосферу детского дошкольного учреждения. А для матерей два раза в неделю тренер из фитнесс-клуба проводит занятия.
К нам не хотят идти работать — это психологически тяжело
А как учатся ваши пациенты?
— На уровне Министерства здравоохранения эту проблему нарушают. В России, например, действует система дистанционного обучения. Там для таких детей создали специальную учебную компьютерную программу. Оплачивает обучение не государство, а спонсоры, меценаты. У нас система другая. Больные злокачественными новообразованиями получают статус инвалида детства. Мы пишем в школу справку на индивидуальное обучение. Дети учатся самостоятельно, а когда едут домой, к ним приходит преподаватель и принимает пройденный материал. Практически они учатся экстерном.
Специалистов по детской онкологии хватает?
— Медикаментами мы обеспечены по специальной программе "Детская онкология". Еще год тому назад не хватало медсестер в отделении, приглашали персонал из других отделений. К нам не хотят идти работать не из-за низкой зарплаты — это психологически тяжело. В Киеве для детской онкологии нет даже образовательной базы. Чтобы подтвердить свою категорию врачам приходится ездить в Харьков. Там в Институте последипломного образования действует кафедра онкологии и детской онкологии.
Комментарии