
Премьер-министр Николай Азаров заявил, что жизнь в заброшенных селах и городах Чернобыльской зоны следует возродить. Говорит: "Для этого есть все основания. Это все рабочие места, дополнительные доходы в бюджет". Как использует загрязненные радиацией земли Беларусь, рассказывает аналитик отдела проблем катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции белорусского Института радиологии Олег Соболев, 43 года.
- В стране определены загрязненные радиацией районы, требующих развития. Всего их 21. Там добывают полезные ископаемые, производят бумагу, разводят на продажу форель, судака. В супермаркетах Минска рыбу потом разбирают. Сразу возле зоны отчуждения, в Наровлянском районе Гомельской области, производим мраморное мясо - закупили специальное поголовье, - говорит эксперт. - Наши нормативы содержания радионуклидов в продуктах питания - самые жесткие в мире. Например, что касается мяса, европейский норматив составляет 600 беккерелей на килограмм, у нас - 185.
На любом предприятии есть система радиационного контроля в отношении сырья и конечного продукта. Товар должен получить радиационно-гигиенический сертификат. Без него в торговлю он не попадет.
Кто разрабатывает и контролирует хозяйственную деятельность на загрязненных территориях?
- Институт радиологии в Гомеле. Есть пять зон загрязнения, и для каждой разработаны рекомендации. Например, в одной ограничения на ведение сельского хозяйства минимальные, а радиационный контроль - периодический. Есть зоны, где люди имеют право отселиться.
Благодаря этим рекомендациям в стране в прошлом году загрязненное молоко выявили лишь в 25 селах. Причем везде это были частные, а не государственные хозяйства. Для этого создают угодья для выпаса скота, животным дают ферроцианиды, которые предотвращают поступление цезия в молоко. Мы восстановили сельхозпроизводство на миллионе гектаров.
Насколько это экономически выгодно?
- В прошлом году государство вложило около 1,6 триллиона рублей (1,6 млрд грн. - "ГПУ"). Но это окупается. В 1990-х перед белорусскими аграриями была поставлена ??задача любой ценой получить на загрязненных землях чистую продукцию. Перепробовать все способы. Когда этому научились, в 2000-х появилась более сложная задача - делать эту продукцию еще и рентабельной.
Что делается на территориях, с которых отселены люди?
- Хозяйственная деятельность там запрещена. Опасные земли еще с 1988-го занимает Полесский радиационно-экологический заповедник. Там работают 800 человек. Разрешено только выращивание лесов, тушение пожаров, научная и природоохранная работы. Природа там буяет. Дикие животные плодятся сами, а вот зубров завезли.
Туризм в заповеднике разрешен?
- Пока не планируем. Все-таки это радиационно опасная территория, огороженная колючей проволокой. Хотя период распада цезия-137 и стронция-90, которых в Чернобыльской зоне больше всего, - 30 лет. После катастрофы прошло 26. Итак, радиации осталось чуть больше половины. Ученые проверяют земли и говорят, например: "На вот этой маленькой полоске земли уровень загрязнения снизился, ее можно возвращать в оборот". Впрочем, там все заросло. Надо много вложить для повышения плодородия почв. Поэтому анализируют, выгодно ли это делать. В прошлом году ввели в эксплуатацию 1,4 тысячи гектаров. А со времени аварии - более миллиона.
Комментарии