Бывший народный депутат Украины, заместитель председателя Народной партии Олег Зарубинский, 44 года, допускает, что противодействующие политические лагеря могут договориться провести досрочные выборы в сентябре-октябре.
Что дает Виктору Ющенко в его борьбе с политическими оппонентами второй указ о роспуске парламента?
— Это очень сильный политический ход президента. Он фактически перехватил инициативу и взял ситуацию в свои руки. Теперь рассмотрение Конституционным судом предыдущего представления о неконституционности указа от 2 апреля имеет абсурдный вид. Уже нечего рассматривать!
Виктор Ющенко подписал второй указ, имея на это три основных причины.
Первая — стремление президента отбить удар, "обнулить" прогнозируемое решение КС о предыдущем указе. Он понимал настроения и заангажированность всего суда и судьи-докладчика Сюзанны Станик в частности. Симпатики президента в КС передали, что готовится полностью однобокое решение о неконституционности указа президента от 2 апреля. Суд сегодня является скорее политически заангажированным, а не юридическим органом. Подход к его формированию с самого начала носил не юридически-профессиональный, а партийно-квотный характер. Достаточно послушать язык некоторых судей, чтобы констатировать: к юриспруденции они очень далеки. Они — простые представители политических партий.
Вторая причина появления указа — попытка главы государства перехватить у коалиции инициативу. Ему удалось. Это было видно хотя бы по поче рневшему лицу и истерике Александра Мороза, когда он узнал о втором указе.
И третья причина — сугубо технологическая. Понятно, что выборы не могли состояться 27 мая. Беспомощность Конституционного суда и бездеятельность Центральной избирательной комиссии не давали никакой возможности легитимным способом провести 27 мая нормальное и полноценное голосование. Никто из представителей правоохранительных органов не заинтересовался фактом массовых "болезней" в ЦИК. Ведь странное стечение обстоятельств — в списке больных оказались люди от Партии регионов, коммунистов и социалистов. А откровенное нежелание "регионалов" принять участие в досрочных выборах грозило легитимности избирательной кампании.
Состоятся ли выборы 24 июня?
— Их не избежать. Мороз говорит, что в стране создан искусственный кризис. Но он выдает желаемое за действительное. Сегодня нет кризиса общества, однако при этом есть кризис власти. И эту власть нужно просто переформатировать — как перезагружают компьютер. Если студент не сдал экзамен, ему разрешено его пересдать. Если это ему не удалось — до свидания, придут другие люди, лучше тебя. Так же и с политикой. Свято место пусто не бывает.
В условиях нынешней ситуации в стране и системного кризиса эти выборы будут иметь позитивные последствия. Политики хоть немного станут оглядываться на народ, который избрал их в парламент. Люди запомнят изменников. Досрочные выборы улучшат психологический климат во власти, повысят ее ответственность перед избирателями.
Это было видно по поче рневшему лицу и истерике Мороза
Сейчас нужно сделать все для того, чтобы легитимность выборов была максимальной. Не хотелось бы, чтобы в Украине существовали два правительства и два парламента. Хаос не нужен. Выборы — один из самых радикальных, но в то же время самых оптимальных вариантов выхода из системного кризиса украинской власти.
Смогут ли договориться о новых выборах Ющенко и Янукович?
— Президенту и премьеру нужно сегодня сделать все для того, чтобы их лагеря ушли на выборы. Потому что они только тогда будут полноценными, когда в них примет участие вторая сторона — имею в виду Партию регионов, а не сателли тны х им социалистов. Нравятся сейчас кому-то "регионалы" или нет, но они представляют голоса избирателей большой части Украины. Следовательно, все эмоции нужно откладывать, садиться за стол переговоров и договариваться.
Если оппоненты согласятся, то президент сможет еще раз перенести дату голосования. В любом случае согласование позиций обеих сторон нужно. Без этого не будет нормального процесса создания избирательных комиссий на местах. Значит, могут пойти на компромиссный вариант — назначение досрочных выборов на сентябрь-октябрь этого года.
Могут ли стать основой такого компромисса гарантии Ющенко Януковичу о выдвижении его на должность премьера после досрочных выборов?
— Такое вполне может случиться. Это в духе нашей кулуарной, закулисной, подковерной и нелогичной украинской политики. В ней возможно все.
Кто сегодня в более выигрышной позиции — президент или коалиция?
— Президент однозначно определяет сегодня правила игры на политической сцене. Это подтверждает ход с назначением Святослава Пискуна на должность генерального прокурора. Как бы ни относились к фигуре Пискуна, он всегда пытался иметь и отстаивать собственную позицию и быть независимым. Просто у него такой характер.
С назначением Пискуна была разыграна достаточно интересная комбинация. Теперь уже бывший руководитель ведомства Александр Медведько фактически самоустранился от должности. Ушел на больничный, а вместо него исполняющим обязанности стал Виктор Пшонка, который является отцом одного из нардепов от Партии регионов. То есть об уровне заангажированности здесь нечего и говорить. Поэтому менее заангажированный генеральный прокурор в нынешней политической ситуации выгоден президенту. Пискун никогда не будет танцевать под чью-то дудку. Да, в разные времена он поддерживал разные политические лагеря. Но он более независимый человек, чем Медведько и Пшонка.
После издания президентом второго указа кое-кто в коалиции заговорил о возможности импичмента...
— Это полнейшая глупость! Объявить президенту импичмент в нынешних условиях нереально. У коалиции для этого нет необходимых 300 голосов. Кроме того, в этом случае не только Конституционный, но и Верховный суд Украины должен сделать заключение о том, что президент совершил преступление. Но даже наиболее заангажированный юрист никогда не рискнет назвать подписание указа президентом преступлением.
Доказывает ли нынешний политический кризис в Украине потребность в новой политической силе?
— Безусловно. Эта сила не должна олицетворять вражду, хамство, тупость и политическое шулерство и уд. Представители ее должны иметь высокий интеллектуальный уровень, значительный административный и хозяйственный опыт, определенные моральные качества. Такая сила должна адекватно восприниматься Востоком, Западом и Центром Украины, а не быть кумиром отдельного региона.
Комментарии