Странно, как много у нас издают роскошных, но никудышных книжек. Вот имеем — сборник публицистики Олены Пчилки "Выброшенные украинцы" (МАУП, 2006). Очень удобная карманная книжечка, нежная обложка ласкает ладонь, хорошая бумага, виньеточки, тираж 7000, ну и цена — как на Окружной дороге.
Кажется, прекрасно, что Олену Пчилку издали: колоритная фигура, писательница-просветительница, сестра великого Драгоманова и мать Ларисы Косач (Леси Украинки) — таких людей не стоит забывать.
Не стоит забывать также, что Олена Пчилка была в свое время известна среди украинской интеллигенции как антисемитка. Здесь она теряла юмор, ум и достоинство. Современники (Чикаленко, Ефремов, Винниченко и другие интеллектуалы) над этим подсмеивались, как над женским капризом. Антисемитизм Пчилки был темой для анекдотов. Пчилка это знала и очень сердилась. Она умела сердиться. Ее крутой нрав был известен: "Это та баба, что ей сам черт на вилах ботинки подает!" Следовательно, сам черт не рисковал бы с ней связываться иногда — в тех-таки "еврейских" вопросах. Мимоходом отметим, что Леся Украинка, вероятно, унаследовала от матери твердость характера — но у Леси эта твердость была облагорожена умом и толерантностью.
Сердится: "Ах, жиды-обрусители!"
Что собрано в этой книжке? Все, что Пчилка писала "против жидов". Все оно, собранное вместе, оставляет впечатление стыда за чужую тупость. Вот вам газетная заметка Пчилки "Встречная волна". В селе Мурахве на Подолье был любительский украинский театр, а затем жиды там устроили свой театр, русскоязычный, и отбили у украинцев публику. Пчилка сердится: "Ах, жиды-обрусители!"
Вот такого уровня в книжке вся "публицистика". Пчилка будто не замечала, что среди самих украинцев не меньше "обрусителей". Ну хорошо, чего-то Пчилка не хотела замечать. Хуже, что издатели этой книги тоже кое-чего не хотят замечать. А именно: что Пчилка не была такой уж тупой (они пишут в предисловии — "непримиримой") бабой, которой она здесь подана. Хотя бы для равновесия нужно было поместить одно писбмо Пчилки, которое свидетельствует несколько о другом. Речь идет о том, что в 1905 году, когда в Киеве начались спровоцированные еврейские погромы и полиция стала на сторону погромщиков и стреляла в студентов, которые защищали евреев, и была прострелена рука у Льва, сына Евгения Чикаленко, — то Пчилка немного задумалась, о чем и писала в упомянутом письме.
Но этого письма здесь вы не найдете. Потому что позиция издателей однозначна: вступительная статья о Пчилке здесь названа "Непримиримая", вот такая она и должна быть. А все те "толерантные" ефремовы-дорошенко-чикаленко — никудышные угодники и более ничего. Что ж, Пчилку жалко...
Комментарии