Многогранная фея Политика лишь одной стороной — публичной— обращена к обществу. В основном на этом открытом фасаде, мощно освещенном медийными прожекторами, процветают, как на фронтоне Дома с химерами напротив президентских окон, разные вето и табу, мистические суеверия и неписаные запреты. Здесь владычествуют герои Гоголя, а не Гоббса. Библейский Левиафан тускнеет в объятиях национального Вия украинской политики.
На видимой стороне политики публичные толкователи пытаются втиснуть ее в прокрустово ложе легенд и мифов, упрощенных схем и грубо вытесаннвх канонов. В глазах общественности они начинают жить своей жизнью, уже не пересекающейся с реалиями политики и общества, которое поневоле становится носителем этого мешка политических гордиевых узлов. И когда вдруг политика, движимая неумолимой логикой исторического процесса, твердо наступает на эти окостеневшие колючки табу, которыми густо усеяно поле массового сознания, это посягательство воспринимается со скрипом, а то и с воплям. Как так, посягательство на святая святых! Но все же — если без фанатизма, а называя вещи своими именами, — то никакая это не святость. А трескается очередной жупел, в который как-то по инерции верилось, как в неприкосновенную икону. Вопль первый — у народа отбирают право избирать президента. Но почти вся Западная Европа, весь любимый и взлелеянный в мечтах ЕС сделал это давным-давно. Ну что такое президент — наемный государственный топ-менеджер. Один из нас и на службе у нас. Так это у них. А у нас — если не мессия, то арбитр нации, символ нации. Новейший князь или теперешний гетман. Икона! Канадцам глубоко фиолетово, что у них нет президента вообще, потому что они живут в ХХІ веке, а не застряли в ХVІ, как мы. Они знают — есть или нет должность президента — это формальность по сравнению с сутью, которая формулируется предельно просто, — они, канадцы, живут в государстве с наивысшими стандартами жизни на планете. И к этой альфе и омеге такая банальность, как президентство, не имеет никакого отношения.Почти все западноевропейские страны избирают президента в парламенте
Вопль второй — "оранжевые" и "бело-голубые" образуют коалицию. Никогда и ни за что! Почему? Стереотип, который раздавливает своей безудержной поступью логика все того же неумолимого процесса. 18 сентября 2005 года Берлин потрясла новость, наверное, самая резонансная с 9 мая 1945-го. Политические полюса, сменяющие друг друга при власти на протяжении всей послевоенной истории Германии, вместе образовали правительство. Полюса, которые объединились. В географии — не бывает, а в политике — запросто. Хотя и в первый раз. Христианские демократы и социальные демократы, опасаясь суеверий и канонов общественного мнения, переминались с ноги на ногу, но все же осмелились на публичные объятия. Что же скажут люди, которые 50 лет приучены, что объятий между полюсами не бывает? А сытое немецкое общество с присущими ему педантизмом и прагматизмом — практически молча дало отмашку. Простите, к лампочке, что вчера было не так. Если сегодня вы, политики, говорите, что так вам будет удобнее править страной, — пожалуйста. Критерий — конечный результат, а не суеверие. Беспрецедентная коалиция ХДС/ХСС-СДПН включает шесть министров — христианских демократов, федерального канцлера, приравненного к министру руководителя ее ведомства, второго лица в государстве, избранного в парламенте президента плюс восемь министров — социальных демократов. Распределение мандатов в парламенте определил народ, поэтому именно он как главный носитель и распределитель власти должен с пониманием принять то, что другого способа образовать большинство — после такого его голосования— не было. Очевидно, что нынешнюю страницу украинской политики, — с делением на Восток и Запад, на "оранжевых" и "голубых" и всевозможных других, выкрашенных в сценические цвета, — нужно решительно перелистнуть. Это была не наилучшая страница. Тяжелая для написания и еще более тяжелая для прочтения. Народ устал до умопомрачения от этого театра абсурда. И неуютно на спектакле было не только десяткам миллионов, но и нескольким сотням лицедеев. Нужно начать новую страницу. С нуля. Нужно попробовать — с чистого листа. Нужно обязательно освободиться от геополитической сейсмологии и тупого топтания на месте, вырваться с мертвой точки загнивания, выбраться из зловещего круга ненависти, нужно изменить координаты исторического бытия. Хорошо отточенным топором разрубить гордиев узел, на котором зависла Украина. И начинать следует с избавления от опутывающих канонов и табу, которыми окутал могучее тело украинского Лаокоона доморощенный умирающий на наших глазах Левиафан.
×
Комментарии