
Мир в республике держится на двух с половиной людях
Как выглядит Чечня сравнительно с другими регионами России?
— Это самый проблемный регион Российской Федерации, — говорит 36-летняя Елена Милашина, эксперт по проблемам Северного Кавказа. — С 1994-го там было две войны, которые удалось остановить путем "чеченизации" конфликта. То есть право на насилие в республике передали чеченцам, лояльным к Кремлю. Там не действуют законы России. Тамошняя полиция формально подчинена министерству внутренних дел РФ, однако отчитывается лишь перед Рамзаном Кадыровым, главой Чечни. Может применять насилие относительно жителей республики, как ей заблагорассудится.
То есть Чечня — это государство в государстве?
— Именно так. Там действует тоталитарный режим имени Кадырова во всех трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной. Он вмешивается во все сферы жизни. Без него не принимается ни одно важное решение.
Бюджет Чечни на 80 процентов состоит из дотаций из центра. Также действует понятие дани: каждый житель республики, от предпринимателя до бюджетника, платит из своей зарплаты, пенсии или других доходов от 10 до 50 процентов в Фонд Ахмата Кадырова (покойный отец Рамзана Кадырова. — "ГПУ"). За эти деньги и живет режим.
Также у Чечни есть своя армия. Ее численность — от 20 до 70 тысяч. Это отлично вооруженные, прекрасно тренированные солдаты. Они подчинены напрямую Кадырову, хотя формально входят в МВД России. Армия Кадырова начала формироваться в 2002 году из боевиков, какие до тех пор воевали на стороне подполья. Сейчас большинство этих людей не служат из-за возраста. Нынешние "кадыровцы" — это молодые рекруты.
Чечню в составе РФ сохраняет присутствие там российской армии и специфические отношения между Путиным и Кадыровым. Этот хрупкий баланс в любое мгновение может быть нарушен. Тогда разгорится война.
Что это за особые отношения между Путиным и Кадыровым?
— Они возникли в мае 2004 года, когда в результате теракта убили тогдашнего главу Чечни Ахмата Кадырова. Его сын Рамзан возглавлял службу безопасности отца. Кремль должен был решить, кто дальше будет управлять республикой. Претендентов среди чеченцев, которые перешли на сторону Москвы, было много. Путин и тогдашний заместитель главы его администрации Владислав Сурков придумали модель "чеченизации". Ее автором является чеченец по национальности Сурков. Во время саммита "Большой двадцатки" в Австралии в прошлом году осенью Путин даже предлагал разрешить конфликт на Донбассе по этому принципу — дать автономию и денег сепаратистам.
Больше двух лет Кремль выбирал, на кого поставить в Чечне. В 2007-м выбрал Кадырова. Тот относится к Путину, как к отцу и сильному вожаку. Не раз говорил, что готов умереть за него и подчиняется только ему. Даже когда президентом был Дмитрий Медведев, Кадыров повторял, что слушается лишь Путина. Это создает проблемы. Ведь Кадыров руководит всем в Чечне, не слушает никого из "силовиков". Последние не могут ничего сделать с этим, поэтому между ними незаурядная вражда.
Есть версия, что убийство одного из лидеров оппозиции Бориса Немцова — звено в противостоянии "силовиков" с Кадыровым.
— Все нити от исполнителей до заказчиков убийства Немцова ведут в Чечню. Однако "силовики" не задержали основного подозреваемого в деле — Руслана Геремеева (племянник сенатора Сулеймана Геремеева, который представляет Чечню в Совете Федерации. Двоюродные дяди Руслана — бывший командир чеченского батальона "Север" полковник Алимбек Делимханов и депутат Госдумы от "Единой России" миллиардер Адам Делимханов. Руслан Геремеев убежал в Абу-Даби, столицу ОАЭ, хоть был в розыске. — "ГПУ"). Путин решил сохранить баланс между "силовиками" и Кадыровым, поэтому заказчиков убийства Немцова вряд ли осудят.
Если нарушится баланс между Москвой и Грозным, армия Кадырова повернет оружие против России?
— Риск такой ситуации огромен, потому что эти хрупкие отношения базируются на двух с половиной персонах — Путине с Сурковым и Кадырове. Без Путина Сурков — не фигура. Если что-то произойдет с Путиным или Кадыровым, то модель автоматически посыплется. Тогда возможно все. И третья чеченская война — тоже.
Международная кризисная группа опубликовала доклад о политической ситуации в Чечне. Там нарастает конфликтный потенциал в политике, экономике, религии, сказано в документе. Какие самые вероятные варианты развития событий?
— Это первая качественная аналитика о ситуации в Чечне за последние 10 лет. Она диагностирует нарастающие проблемы: возможен конфликт, если что-то произойдет с Путиным или Кадыровым, если уменьшится финансирование республики, из-за принудительной извращенной исламизации населения, которая сочетает веру в Аллаха с культом личности Кадырова. Какая смесь станет взрывной и когда — вопрос времени. Чтобы избежать войн, Москва будет вынуждена что-то предложить вооруженным чеченцам, чтобы те не шли в леса. Кроме того, с послаблением власти там возможна гражданская война, когда чеченцы будут мстить тем среди "кадыровцев", кто сейчас их притесняет. Поэтому Кадыров теперь каждый раз вынужден демонстрировать силу.
Может ли ситуация в Чечне повлиять на российскую войну в Украине?
— Думаю, нет. Но сложилась абсурдная ситуация. В Чечне Россия воевала против сепаратизма, а в Украине разожгла и поддерживает его. Это будет иметь последствия для России, в частности, для Кавказа, потому что провоцирует рост сепаратистских идей. Если в Чечне Россия воевала против исламского джихада, то в Украине устроила такой вот православный джихад, строя "русский мир".
Комментарии