Социалистическая партия, коммунисты и блок Литвина могут привести в следующую Верховную Раду от 20 до 30 депутатов каждый. Возможно, какая-то из этих трех будущих фракций и будет иметь в следующем парламенте золотую акцию: это когда именно без ее голосов не смогут сформировать коалицию.
По последним опросам фонда "Демократические инициативы", СПУ в результате выборов может получить 27 парламентских мест. Проходная часть избирательного списка социалистов достаточно интересна.
В парламент имеют шанс пройти 12 нынешних депутатов. Почти все они — члены Соцпартии. Серьезно представлена у социалистов власть, которую они иногда любят покритиковать. Министр образования Станислав Николаенко и его аграрный коллега Александр Баранивский, председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк, главы Полтавской и Одесской облгосадминистраций и заместитель Винницкой. Социалисты ведут в парламент и большой бизнес. Это руководители таких гигантов, как Мариупольский меткомбинат им. Ильича, северодонецкий "Азот", харьковский "Турбоатом" и несколько других.
Изюминой списка социалистов является Андрей Деркач
— Ничего странного здесь нет. Представители бизнеса есть в большинстве европейских социал-демократических партий, — комментирует такую разнородность списка социалистов директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик, 30 лет. — СПУ прошла сложный этап своего развития. Сейчас это типичная реформаторская буржуазная партия. Она не является левой в нашем понимании этого слова. В ее списке люди, которые раньше к Соцпартии не имели никакого отношения. Даже, наоборот, были ее оппонентами. Социалисты пытаются найти дополнительные ресурсы — и материальные, и информационные.
Изюминой их списка является нардеп и бизнесмен Андрей Деркач. Его отец, экс-глава СБУ, был одним из фигурантов инициированного именно социалистами кассетного скандала. Сам Андрей Леонидович присоединился к фракции Мороза в декабре прошлого года. Сейчас он — член Соцпартии. Владеет телерадиокомпанией "Эра" и еженедельником "Киевский телеграфъ".
Своеобразен список Коммунистической партии. Ни бизнесменов, ни людей из власти. Почти все в проходной части — народные депутаты. Коммунисты могут привести в парламент около двух десятков человек.
— Коммунистам нет необходимости привлекать в свой список большой бизнес, — говорит Виталий Кулик. — Они и так лоббируют его интересы во время голосований. Просто выполняют заказ. Особенно – заказ тяжелой промышленности, агропромышленного или горно-металлургического комплексов. Голоса депутатов-коммунистов идут в пользу крупных корпораций, которые, можно сказать, благоприятствуют Коммунистической партии.
Блоку Владимира Литвина социологи пророчили 21 депутатский мандат. 14 из них получат нынешние народные депутаты. Все они были в свое время в прокучмовской фракции "Единая Украина", а впоследствии — в других лояльных бывшей власти фракциях и группах. В проходной части списка блока Литвина нет ни одного человека, замеченного во времена Кучмы в симпатиях к демократии. Собственно, соратники Литвина ничем не отличаются от своих коллег из списка Партии регионов. Но при этом блок позиционирует себя третьей силой, отличающейся и от "голубых", и от "оранжевых".
Соратники Литвина ничем не отличаются от своих коллег из списка Партии регионов
— Литвин никогда не был силой, которая противопоставляла себя предыдущей власти, — отмечает директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко, 38 лет. — А был той ее частью, которая в критический момент дистанционировалась от Кучмы и всего с ним связанного. И так обеспечила себе определенную политическую нишу. А сегодняшнее позиционирование в качестве третьей силы — это технологический избирательный шаг. Действительно, во время революции Литвин занял позицию "ни вашим, ни нашим". Тогда он мог восприниматься как третья сила. Но впоследствии спикер Верховной Рады сначала тяготел к провластному большинству, потом наметился ход в другую сторону — к оппозиции.
Среди лиц в проходной части списка Литвина — бывший первый помощник Кучмы Сергей Левочкин. Он был одним из самых доверенных лиц экс-президента. А председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Иван Чиж во время прошлых выборов упрямо отрицал существование в Украине темников. Теперь он также сподвижник Владимира Литвина.
Шансы на сенсацию небольшие
До выборов остается месяц. Становится все очевиднее: если трехпроцентный барьер преодолеет семь или восемь участников гонок — это будет сенсация. Пока еще гарантированно в Верховную Раду проходят Партия регионов, "Наша Украина", БЮТ, СПУ, КПУ и блок Литвина.
Председатель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний, 36 лет, говорит: с точки зрения дня сегодняшнего шансов на сенсацию нет ни у кого. И эта, зафиксированная социологами, тенденция достаточно стабильна. Чтобы достичь, самое малое, трех процентов, аутсайдеры должны выкинуть что-то чрезвычайное.
— Хотя можно допустить, что соцопросы показывают не весь электорат Наталии Витренко или блока "Не Так!", — отмечает политолог. — На прошлых парламентских выборах социологи достаточно неточно спрогнозировали результат оппозиционных тогда социалистов и "Батькивщины" Юлии Тимошенко. Потому что во время опросов часть их избирателей не хотела обнародовать свою позицию: из-за каких-то опасений или просто осторожности. Поэтому можно допустить, что нынешний радикально оппозиционный электорат так же не полностью открывается в соцопросах.
У "оранжевых" или третьих сил с резервом сложнее, считает Олесь Доний. Например, Виталий Кличко уже очевидно не приносит блоку "ПОРА-ПРП" трех процентов. Поэтому нужно что-то радикально менять.
— Не может быть у молодой перспективной силы рекламный ролик хуже, чем у старших братьев, "Нашей Украины", — говорит он. — Так не удастся отделиться и стать интереснее. Они должны быть оригинальными. Тогда появится шанс.













Комментарии